Из-за него "Неравный брак" никогда не покидает Третьяковку!
Видите человека за спиной жениха? Из-за него картина Пукирёва заточена в стенах Третьяковской галерее и вряд ли хоть один другой музей России сможет получить её на выставку.
Кто же он?
Фамилия его Гребенский. И он не только позировал для этой картины. Но и сделал для неё... раму!
Обратите внимание, какая шикарная рама! К тому же в ней заложены символы, связанные с сюжетом картины.
Сам эскиз для рамы нарисовал Пукирёв. Видите, в венке невесты и на её груди - нежные белые бутончики. Это цветы апельсинового цвета. Они символизируют нежность и непорочность.
И вот на раме мы тоже видим флёрдоранж, то есть цветы апельсинового дерева!
Но с ними явно что-то не так. Смотрите в приближении :
Они... увядают.
Ведь вокруг гирлянды нежных цветов вьётся старый плющ. И его толстый полусухой стебель буквально душит нежные цветы.
Тем самым художник намекает: жизнь невесты также увянет рядом со старым супругом.
Вы можете возразить - как же так! Она так молода! Станет вдовой и будет спокойно жить на состояние мужа.
Но символы Пукирёва на раме стали пророчеством.
Итак, Гребенский по эскизу художника исполнил раму из дерева. Это тонкая резьба создает иллюзию бронзового изделия.
Но это резьба! И она настолько хрупкая, что картину никогда не отдают на выставки. Так что, если хотите посмотреть работу вживую, только в Москву надо ехать.
Кстати, Павел Третьяков был в таком восторге от работы рамочника Гребенского, что ещё не раз заказывал ему рамы.
/ Дневник живописи /
О судьбе невесты :
…перед нами Прасковья Матвеевна Варенцова. Она была внебрачной дочерью дворянина. Семья хоть знатная, но не богатая. Замужество позволяло неплохо пристроить девушку, которой нечего было и надеяться на наследство от отца. У него были и законнорождённые дети.
Также по письмам современников мы можем предположить, что в девушку был влюблён сам художник, Василий Пукирев. Но несмотря на то, что она была внебрачным ребёнком, ее не готовы были выдать за крестьянина. Ведь Пукирев был из низшего сословия. И стал художником исключительно благодаря своему таланту.
…В 2002 году стала известна судьба девушки с картины Пукирева «Неравный брак».
В Третьяковскую галерею попал ее портрет, нарисованный художником В. Суховым 44 года спустя.
Своей рукой Сухов написал на этом рисунке: «Прасковья Матвеевна Варенцова, с которой 44 года назад художник В. В. Пукирев написал свою известную картину “Неравный брак”. Госпожа Варенцова живёт в Москве, в Мазуринской богадельне»…
Очевидно, что брак не избавил женщину от материальных забот. В богадельни попадали вдовы, у которых не было возможности себя содержать после смерти мужа. Получается, что жертва была напрасной…
Оксана Копенкина
ссылка