Государственная машина СССР очень много усилий вкладывала в создание образа идеального общества. Нередко это вело к замалчиванию всего, что не соответствовало позитивной картине. Сегодня Anews хочет рассказать, как едва не канула в небытие память о страшной трагедии в Сибири. Также вы узнаете, зачем на похоронах у жителей города отбирали фотоаппараты, и как семьи высших чинов армии боролись за их память уже годы спустя после распада СССР.
Минино-1959. Трагедия на пионерском слете
2 июня 1959 года газета «Красноярский рабочий» вышла с жизнерадостной заметкой о прошедшем в сибирском городе крупном трехдневном пионерском слете.
Эту дату также можно встретить на ограде безликой братской могилы, расположенной в нескольких километрах от Красноярска - близ маленькой железнодорожной станции Минино.
Она написана на немногочисленных памятных табличках, содержащих имена и годы жизни похороненных.
Эти таблички - единственное документальное напоминание о катастрофе, случившейся в тот день. Только они позволяют понять, что большой пионерский слёт закончился счастливо далеко не для всех участников.
«Это было похоже на атомный взрыв. Огромный черный столб дыма метров 50 в диаметре, а из него на высоте 500 метров выходит яркое светящееся солнце. Страх был панический, все закричали и побежали врассыпную - думали, бомбёжка, война началась» - рассказывает один из очевидцев Виктор Индрюков.
Показания свидетелей - то немногое, что позволяет хоть как-то восстановить картину произошедшего. Расследование, начатое в 2012 году сотрудником Красноярской краевой научной библиотеки, сравнительно быстро привлекло и очевидцев, и прессу - но запросы в официальные инстанции, от кого бы они не исходили, результата не принесли. Государственные органы говорили, что документами по этому случаю не располагают.
Тем не менее, по рассказам людей удалось получить достаточно четкое представление о происшествии. Рано утром 2 июня на соседних путях станции Минино остановились пассажирский поезд «Красноярск - Абакан» и грузовой состав, перевозящий цистерны с нефтепродуктами. Затем оказалось, что по пути грузового состава едет ещё один товарный поезд - он по какой-то причине не затормозил и врезался в стоящие впереди цистерны.
От столкновения произошло мощное возгорание - его и увидел Индрюков. Но хуже всего оказалось то, что сошедшие с пути составы опрокинули несколько вагонов пассажирского поезда. В то время вагоны были деревянными - лежащие на боку, заливаемые пылающим горючим, они превратились в смертельную огненную ловушку.
Ещё один очевидец, Екатерина Савченко, рассказывает:
«Когда я туда прибежала, там убирали трупы. Люди были такие обгорелые…, их на плащ-палатки складывали, а потом в грузовики… Работали в масках. Это было до пяти часов, потом не пускали никого…
Машинист (третьего поезда) обгорел сам очень сильно… Его на тележке везли мужики, а он всё кричал: “Я ехал по зеленому! Я ехал по зеленому!” Скончался он, сильно обгорел».
Станция Минино в наши дни
Причиной случившегося называют неисправный светофор. Он дал красный свет пассажирскому поезду, хотя у того не было остановки на Минино. Он же дал зелёный главному участнику трагедии - второму товарному составу.
Кандидат технических наук Моисей Штульман, в то время заведовавший сигнальной системой на Красноярской железной дороге, рассказывает, что повреждение светофора произошло во время строительных работ.
Тогда железную дорогу серьёзно реконструировали - переводили с постоянного на переменный ток. Это требовало создания в лесу новых просек. Во время работ около станции Минино бульдозер уронил дерево на провода и порвал их. Разорванные провода упали на провод, передающий сигнал на светофор, прожгли его, из-за чего сигнал и заклинило.
Также Штульман рассказывает, что бульдозериста решили не судить. Ответственность понесли мастер и главный инженер, не проинструктировавшие подчинённого должным образом. Оба получили по пять лет колонии.
В вопросе количества погибших ясности не так много. Считается, что минимальная цифра - 65 человек. Доля детей среди них неизвестна. Из оставшихся на ограде братской могилы 9 фамилий детям принадлежат 4.
Александр Гокк, тогда военный курсант, принимал участие в ликвидации последствий и сборе останков. Он говорит, что горело 4 вагона, каждый из которых мог перевозить до 100 человек - люди в те времена набивались в поезда очень плотно.
«Тела собирали, грузили в вагоны и увозили в Красноярск, в Железнодорожный Дворец культуры - добавляет ещё один очевидец, Галина Березинцева - Там разбирали, складывали в гробы и везли обратно, на станцию Минино. Вызвали родственников. Те, кто опознал родных, забирали их домой. Но большинство никого не нашли и остались на похороны в Минино».
«Ночью это было. Привезли 56 гробов, а сколько в каждом гробу было людей? Неизвестно… - говорит Екатерина Савченко - На кладбище не пускали сначала никого... Врачи, скорая приехала, мы всё-таки пробрались… Как там все плакали… Жуть…».
источник
https://www.anews.com/p/88951293-katastrofa-na-pionerskom-slete-tri-sekretnye-tragedii-sovetskoj-ehpohi/