Рассказывает Талас Умурзаков, исполнитель роли Фильки
У нашего поколения воспитание другое было, мы о популярности не думали. Я, наоборот, стеснялся даже на улицу выходить. Выйдешь только из дома, а тебе сразу: «О, Филька идет!» Скорее, замкнутость какая-то была. Может возраст такой, хотя в шестнадцать-семнадцать лет это многим присуще, но мы скромнее всегда были.
Предложение сыграть в картине роль нанайского мальчика Фильки было для меня полной неожиданностью. Хотя я уже и снимался до этого на студии «Казахфильм». Прилетел в Алма-Ату второй режиссер картины. Он просматривал детей по всей Средней Азии, искал в Сибири и даже на Крайнем Севере. Прихожу из школы домой, вижу — сидит в квартире незнакомый человек.
Ну я подумал, что гости снова к нам пришли. У нас всегда был полный дом гостей. И отец сообщает, что меня приглашают на такой-то фильм. Мама, конечно, опасалась, за мою учебу, но ленинградский гость заверил ее, что администраторы ленты наймут для актеров-школьников репетиторов. И долго не думая, помощник режиссера дал мне прочесть сценарий будущей картины. А уже назавтра нужно было ехать на съемки.
Я, конечно, прочел сценарий запоем. В основном читал роль Фильки. Она мне была близка, я сам по характеру был такой — хулиганистый, подвижный, шустрый, спортом занимался. Прилетели в Ленинград, а главного режиссера на «Ленфильме» нет. И мы полетели в киноэкспедицию в Крым.
После фильма я решил оторваться от искусства, хотя в Ленинграде Юрий Александрович Товстогонов в свой театр приглашал, говорил: «Давай приезжай!» Я съездил в Питер на консультации, послушал, посмотрел. И все время думал, что вдруг я не туда пошел. Оттуда же не выйдешь, я же знаю, что это за зараза, актерское ремесло.
Конечно, популярность была бешеная. После того как фильм получил «Золотого льва» в Венеции, письма мне слали со всего мира. Восхищались созданным образом, хотели дружить. Девочки в любви признавались, но на их эпистолы я старшую сестру просил отвечать. Мне самому эта роль очень помогла, ведь Филька в фильме — очень чистый парень.
Тогда вообще с моралью, идеологией дело лучше обстояло… Сейчас все гоняются за деньгами…
Кого только не перепробовал режиссер Юлий Карасик на роль нанайского паренька из маленького приморского города, ища исполнителя по всей стране! Да и с поиском претендентки на роль Тани постановщик изрядно намучился. И вот кто-то из коллег посоветовал обратить внимание на студентку ВГИК Галю Польских.
Когда девушка узнала, что ее хотят пробовать на роль 14-летней школьницы в фильме о первой любви, очень удивилась: ей-то самой исполнилось двадцать два, и на руках была годовалая дочь. «Ведь я же стала мамой: мой организм и мировоззрение перестроились», — пыталась разубедить режиссера начинающая актриса. Но Карасик после встречи с Галей уже не мог представить героиню другой…
Фильм был снят в 1962 году и имел огромный зрительский успех, а на ХIV Международном кинофестивале лент для детей и юношества в Венеции «Дикой собаке Динго» был присужден Большой приз «Золотой Лев св. Марка»! В эту блистательную победу весомый вклад внесли, конечно же, и Польских с Умурзаковым.
Галина Польских : «Он был неугомонным и почти неуправляемым мальчишкой — многие подростки порой эпатируют окружающих своим поведением. А тут еще ему показалось, что он влюбился в меня: прохода не давал, что творил во время съемок! Я пыталась обходиться с Таласом как можно мягче, чтобы не поранить его душу. Ведь он был тогда еще совсем ребенком, возомнившим себя уже взрослым… Интересно, какой он сейчас, чем занимается?»
Однажды, сорок лет спустя…
— Талас, а вы хорошо помните день, когда впервые увидели Галину Польских?
— Конечно. Я приехал в поселок под Феодосией ночью и сразу поселился в гостинице, где группа уже обосновалась. Утром надо было ехать на съемки. Умылся, выхожу, смотрю — по коридору идет светленькая девушка в ситцевом халатике, а за ней мужчина, который сказал: «Таня, познакомься — это Филя». Мы как-то растерянно посмотрели друг на друга, и Галя говорит: «Ну что, Филя, здравствуй».
Я сразу уловил: партнерша чуть старше меня. Стоим, не знаем, что делать дальше. И тут она спокойно так произнесла: «Ладно, встретимся на съемочной площадке». Там мы уже основательно пообщались, и Галя, что называется, взяла надо мной шефство.
Сразу же мы стали называть друг друга именами своих героев.
Как это часто бывает в кино, снимать начали с финала — прощальную сцену Тани и Фильки. Играть ее было непросто: по сюжету-то мы — давние друзья. Хоть я камеры уже не боялся — опыт-то имелся, — но на сей раз что-то мне стало не по себе. Заметив это, Галя мягко, по-доброму сказала: «Ты не волнуйся, Филя, у нас все получится. Вот увидишь». Она словно излучала тепло и спокойствие…
Тогда я не знал, что это ее первая кинороль. Позже я все время удивлялся: как это Гале удалось так правдиво создать образ 14-летней девочки? Мне было легче: я-то играл самого себя — восьмиклассника.