Юрий (Георгий) Трофимович Тимошенко, родившийся в Полтаве, и Ефим Иосифович Березин, родившийся в Одессе, в школьные годы оба участвовали в самодеятельности.
Они познакомились во время учебы в институте. В 1941 году окончили Киевский театральный институт, в котором были организаторами и участниками студенческих спектаклей.
Весной 1941 года они уже вели в Киеве большие концерты профессиональных артистов. В 1941-1945 годы Тимошенко и Березин участники Великой Отечественной войны, выступали в армейской самодеятельности, затем в профессиональном военном ансамбле песни и пляски — вели программу в образах банщика Мочалкина (Тимошенко) и повара Галкина (Березин).
Летом 1942 впервые выступили с этими персонажами в Москве в Концертном зале имени Чайковского, где проходили Дни Украины.
Демобилизовавшись, вернулись к довоенным маскам: Тимошенко играл роль сельского милиционера Тарапуньки (имя от небольшой речки вблизи Полтавы), Березин — театрального осветителя по прозвищу Штепсель.
В 1946 году приняли участие во II Всесоюзном конкурсе артистов эстрады и стали лауреатами первой премии.
Выступали в качестве конферансье в самом престижном тогда в Москве эстрадном театре «Эрмитаж». Автором их интермедий стал опытный эстрадный драматург Павел Григорьевич Григорьев (ему принадлежит одна из первых песен С.Покрасса «Белая армия, черный барон»).
В конферансных интермедиях Тимошенко изображал, казалось, простоватого парня, но острого на язык, ироничного, умеющего за себя постоять. Разговаривал он на украинском языке. Персонаж Березина был уверен в своем превосходстве, старался поучать.
Тарапунька отвечал ему колко, неожиданно, остроумно, сбивал спесь. Интермедии часто имели злободневный, сатирический характер. Артисты использовали импровизацию, эксцентрику, буффонаду, гротеск. Естественно возникающее двуязычие стало дополнительным художественным приемом, вносило особый национальный колорит.
В 1960 году Тимошенко и Березин впервые обратились к жанру эстрадного ревю, подготовив программу «Везли эстраду на декаду». Она стала как бы промежуточным звеном между конферансом и эстрадным театром, который они создают в содружестве с драматургами Р.Виккерсом и А.Каневским. В театрализованных программах «Смеханический концерт» (1967), «От и до» (1971), «Беспокойтесь, пожалуйста» (1976), предстает обширная галерея персонажей, характеры которых трудно вписываются в жанровые рамки амплуа комика и резонера.
Тарапунька и Штепсель — Фрагмент финальной интермедии из спектакля «Беспокойтесь, пожалуйста!».
Благодаря таланту, трудоспособности, особому народному складу юмора артисты в течение сорока лет пользовались успехом и непреходящей популярностью. Гастролировали по всему Советскому Союзу, выступали в Польше, Шотландии, на фестивале юмора в Габрове.
Снимались в кино: «Тарапунька и Штепсель под облаками» (1954), «Штепсель женит Тарапуньку» (1958); «Веселые звёзды» (1954). Участвовали во многих ТВ передачах — «Голубых огоньках» и др. Народные артисты УССР (1960).
Юрий Тимошенко и Ефим Березин (Тарапунька и Штепсель) — Фрагмент интервью
Тарапунька и Штепсель — невероятный пример в истории эстрады, когда актеры полвека работали вместе. Даже с женой столько не живут… Начинали с института, потом армия — всегда вместе. Потом ансамбль, из которого выросли Вирский, Каменькович, Сичкин. Представьте, Юра и Фима каждые два года устраивали за свой счет сборы фронтовиков.
И если люди не могли приехать, они им оплачивали дорогу. Вызывали из деревни своего старшину. Он приходил и делал перекличку: «Рядовой Петренко» — «Я», «Рядовой Иваненко» — «Я!», «Рядовой —…» — «Выбыл…» — Почтим память». Потом они шли в ресторан, который заказывал Юра. Пили, пели песни… С каждым годом их становилось все меньше и меньше.
Самое страшное для артиста испытание — слава и деньги. Многие не выдержали, раздулись. Но есть и те, на кого это не действует. Например, мой брат Леонид всегда был простым и доступным. Как и Аркадий Хайт, Леня Якубович, покойный Григорий Горин. У Юры и Фимы были специальные оклады. Их не ограничивали в количестве концертов.
А раньше с этим было строго, чтобы артисты больше положенного не заработали. Ведь бедными управлять намного легче. А они давали по три концерта в день, где только хватало силы — не знаю. Залы — переполнены. Из деревни бабушки специально приезжали. Говорили: «Я приїхала тільки Тарапуньку послухать… Тепер поїду всім розкажу…»
Они выдержали испытания славой. Более того, мы каждый сотый спектакль отмечали в ресторане. Они приглашали всех — рабочих сцены, осветителей: «Приведи Марью Ивановну, позови Ниночку…» Не дай Бог с кем-то какое горе, сразу же бросались выручать.
Юрий как правило ехал на гастроли с женой — Юлией Пашковской. А Фима часто ехал без жены Розиты. Говорил: «Я поселюсь в обычном номере, а разницу отдайте рабочим, чтобы для них тоже получше номер снять…»
С их образов делали игрушки, о них пели смешные песенки: «До, ре, ми, фа, соль, ля, си, ехал Штепсель на такси, Тарапунька прицепился и бесплатно прокатился…»
Когда-то Расул Гамзатов говорил: «Когда я вижу Тарапуньку и Штепселя, кажется, что это праздник дружбы народов…» Юра обожал грузинские песни, литовскую живопись, знал украинскую культуру. В Украине, тем не менее, был заметен антисемитизм… Многие возмущались, почему для этих артистов пишут не украинские авторы, а евреи — Каневский и Виккерс.
До того, как мы пришли к ним, они приглашали Остапа Вишню. Тот попросил: «Ну хлопці, прочитайте мені хоч щось… Я не знаю, що таке інтермедія». Они показали ему две-три свои самые удачные интермедии. Он послушал и говорит: «Ні, краще я буду грати на барабані…»
В СССР было ограниченное количество людей, которые умели писать в жанре интермедии. На всю эстраду набиралось человек пятнадцать настоящих профессионалов. И вот после первого успешного спектакля Тимошенко сразу же предложил: «Давайте писать второй спектакль»… Я ему говорю: «Юра, вот мы сделали спектакль, а рядом с нами работал Райкин.
У нас смеялись больше, у Райкина — меньше. Но когда я вышел после Райкина, у меня в ладонях остались какие-то мысли, а вода ушла. А после нашего спектакля у меня очень мало в ладонях осталось, все ушло в смех. Вам надо сыграть пару трагикомических ролей…» — «Ты сошел с ума, кто нас такими будет слушать! Мы же Тарапунька и Штепсель!» — «Вы будете Тарапунька — пионер, пенсионер, бюрократ. Вы сохраните свои образы, но будете играть, а не делать лишь антрепризы».
В общем, мы их убедили. Меня и Роберт поддержал: мол, надо им попробоваться в другом качестве. Мы сделали для Штепселя и Тарапуньки два грустных образа. Якобы пенсионера, талантливого яркого человека отправляет на пенсию начальник-идиот. Причем отправляет оскорбительно, дает ему подарок, в котором — старая деталь.
Мол, все, ты не нужен, вместо тебя будет другой. Скажу, что в то время это было очень смелое решение. Потом мы сделали еще один сюжет: столкновение двух поколений. Об этом тоже нельзя было говорить, потому что в СССР якобы не было конфликта отцов и детей. А Юра был паникером.
На репетициях все время повторял: «Не получится, не получится, все провалится…» Они вышли с этим номером. Сыграли… В зале — мертвая тишина. Они стоят за кулисами и не знают, что делать дальше. И вдруг такой взрыв, что люди встали, аплодировали стоя. Потом он подошел ко мне и говорит: «Виноват, доказали…»
После смерти Юрия Трофимовича Тимошенко (1 декабря 1986) Березин закончил выступления и вскоре уехал в Израиль.
Ефим Иосифович Березин ушёл из жизни 22 мая 2004 года в Тель-Авиве (Израиль).