Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Ермакова в Сочи. Элька встречает. (Дом 2 новости) от Anna091979 2. УЕФА запретит проносить российские флаги на первый матч сборной Украины (Новости спорта и спортивные события) от Валентина 3. Богомолка едет в отпуск (Дом 2 новости) от Чулпан Чумоданова 4. 6 хитов от которых одно наслаждение. Хулио Иглесиас (Музыка и новости шоу-бизнеса) от germania 5. Просыпаешься ты с утра. Спускаешься вниз, сонная такая. Смотришь в кухонное окно (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Бабка Ёжка 6. Наполеон (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Бабка Ёжка
7. Эту актрису мы видим на экранах не очень часто. Её карьера в кино длится без мал (Кино и новости кино) от Миссис уксус 8. gala68, поздравляем с юбилеем на Колючке!!! (Праздники и поздравления) от germania 9. «Иду! Боже, а женщины-то, женщины! Ни одной старухи! Молодые, жаждущие! Без (Кино и новости кино) от Миссис уксус 10. Памяти Григория Горина (1940-2000) / из писем отцу / (Литература, поэзия и искусство) от Миссис уксус 11. Milashka-olu, поздравляем с юбилеем на Колючке!!! (Праздники и поздравления) от germania 12. Торт * Лесной мох* (Кулинария и вокруг нее) от Миссис уксус

«Я всю жизнь не мог решить, что мне дороже – галерея или ты...»  (Прочитано 508 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 83059
  • Имя: Лариса
  • Карма: 293986
5
«Я всю жизнь не мог решить, что мне дороже – галерея или ты...» Любовь и дело всей жизни Павла Третьякова.

Павел Третьяков, создатель знаменитой московской галереи, совсем не заботился о своём здоровье и словно игнорировал болезни. Вплоть до того, что не считал нужным при острейших приступах язвы обращаться к врачу. Когда поздней осенью 1898 года Павел Михайлович слёг в постель, родные лишь однажды услышали от 65-летнего больного скромный и грустный вопрос: «Неужели я умру?» В остальном же — никаких жалоб, ясные мысли и речь, нескончаемые текущие дела, пусть и выполняемые в кровати.

Утром 16 декабря к нему, как обычно, явился служитель галереи с докладом. Третьяков молча выслушал его, но вместо традиционных распоряжений произнёс лишь одну фразу: «Берегите галерею». Спустя час весть о смерти мецената разлетелась по всей Москве, огорошив даже самых близких его друзей: те и не подозревали, что Третьяков был болен. Всего за пару недель до смерти он ездил в Петербург, где купил левитановский эскиз к картине «Над вечным покоем», а до этого несколько месяцев не покладая рук ухаживал за больной женой.

Как и многие люди, не придающие болезням никакого внимания, Третьяков мучился вдвойне, когда страдал кто-то из его близких. Весной 1898-го у его жены, Веры Николаевны, случился паралич — она ослабла, потеряла способность говорить, лицо её перекосилось. «Доктор говорит, что, может быть, это истерическое явление и всё обойдётся, но мне кажется, он утешает», — писал Павел Михайлович своей дочери Александре. Едва у главы семьи находилась свободная минута — он плакал, и лекарством от печали были только хлопоты: скоро в галерее открывались два новых зала. Как же хорошо, что он заранее подумал о том, что будет с галереей, когда его не станет - в отличие от дальнейшей судьбы Веры Николаевны за галерею он был спокоен. Ещё 38 лет назад Павел Михайлович написал завещание, по которому он оставлял Москве свою коллекцию картин, но особо оговорил одно важное условие — в картинную галерею должен быть бесплатный вход. За свой щедрый дар Третьяков даже получил дворянство от императора, но отказался от него, заявив, что купцом он родился, купцом и умрёт.

Павел Третьяков был старшим сыном в известной купеческой семье. Эта династия промышленников процветала ещё с XVIII века, и за несколько поколений от розничной торговли пуговицами смогла дорасти до фабрикантов – семья владела бумагокрасильным и отделочным производствами.

В детстве, как и всю последующую жизнь, Павел был очень дружен со своим младшим братом Сергеем - спустя годы они вместе будут создавать знаменитую картинную галерею. Детские биографии братьев-погодок очень схожи: они оба получили хорошее домашнее образование, оба работали «мальчиками на побегушках» в фамильной лавке, оба рано потеряли отца и получили от матери все права на ведение бизнеса. Так наследники Михаила Третьякова продолжили торговое и промышленное дело - в 1864 году они основали известнейшую Костромскую мануфактуру льняных изделий, построили в Костроме несколько фабрик по переработке льна, а через два года учредили знаменитое Товарищество Большой Костромской льняной мануфактуры. И если мануфактура братьев Третьяковых сначала имела всего одну паровую машину и 22 ткацких станка, то к концу столетия она производила больше пряжи, чем льнопрядильни Швеции, Голландии и Дании вместе взятые.

Считается, что любовь Павла Третьякова к искусству началась ещё в детстве. Зарабатывая свои первые деньги в лавке отца, мальчик начал собирать недорогие миниатюры, гравюры и литографии, скупая их на рынке и в лавках. Затем, посетив в 1852 году Санкт-Петербург и увидев настоящие шедевры живописи, он понял, что тратить силы и средства нужно только на настоящее искусство. Восхищенный, он тогда писал матери: «Видел несколько тысяч картин! Картин великих художников… Рафаэля, Рубенса, Вандерверфа, Пуссена, Мурилла, Розы и проч. и проч. Видел несчётное множество статуй и бюстов! Видел сотни столов, ваз, прочих скульптурных вещей из таких камней, о которых я прежде не имел даже понятия».

 В 24 года Павел Михайлович купил две первые картины, которые, как считается, заложили основу будущей коллекции. Это были работы: «Искушение» Н. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Худякова. Хотя картины Третьяков покупал и раньше: так, в 1855 году на Сухаревском рынке он приобрёл 20 работ старых голландских мастеров, однако часть картин оказались поддельными. С тех пор Третьяков зарёкся покупать старинные работы: «Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника». И стал собирать произведения только русских мастеров.

Выбирая полотна для покупки, будущий основатель картинной галереи ориентировался не на моду или мнение критиков, а только на свой собственный вкус. Это и будет в дальнейшем его главным принципом при формировании коллекции. «Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всём может быть, это дело художника...» - говорил он. Возможно, подобный принцип для другого человека мог бы привести к бесполезной трате денег, однако Третьяков проявил в этом деле отменное чутье, удивительное для непрофессионала. Играя по собственным правилам, он смог стать для России не только коллекционером, но и меценатом, открывателем новых звёзд, поддержавшим множество молодых художников.

Особенно увлекало Третьякова реалистичное и правдивое творчество «передвижников». После первой выставки Павел Михайлович купил пейзаж Саврасова «Грачи прилетели», и в дальнейшие годы основой его новой коллекции стали работы Крамского, Мясоедова, Петрова, Левитана, Репина, Сурикова, Шишкина, Васнецова...
Интересно, что Третьяков первым начал покупать не только картины, но и эскизы к ним, а так же выкупал у художников картины «оптом». Так, например, у Василия Верещагина в 1874-м он приобрёл сразу 144 картины с этюдами и 127 карандашных рисунков. У Александра Иванова - 80 работ. После поездки по Ближнему Востоку Василия Паленова, коллекционер выкупил у художника 102 его этюда.

А чуть позднее Третьяков начал специально заказывать художникам пейзажи и портреты видных современников - с такими просьбами он обращался к Крамскому, Перову, Серову, Репину и другим известным живописцам. Его визит к ним всегда считался волнующим событием, и не без душевного трепета все они - и маститые, и начинающие, ждали от Третьякова его тихой фразы: «Прошу вас картину считать за мной» - это было для всех равнозначно общественному признанию. В 1877 году Репин писал Третьякову по поводу своей картины «Протодьякон»: «Признаюсь Вам откровенно, что если уж его продавать, то только в Ваши руки, в Вашу галерею, ибо, говорю без лести, я считаю за большую для себя честь видеть там свои вещи». А другой художник, Михаил Нестеров, вспоминал: «Мой отец давно объявил мне, что все мои медали и звания не убедят его в том, что я «готовый художник», пока моей картины не будет в галерее Павла Третьякова».

Известно, что особенно нежные чувства Павел Михайлович питал к портретной живописи - знаменитый коллекционер мечтал собрать в своей галерее как можно больше портретов его выдающихся современников. Такие картины Третьяков заказывал своим любимым художникам и невероятно радовался, если удавалось уговорить позировать кого-то из тех «моделей», кто раньше предпочитал отказываться от сотрудничества.

Особенно непросто было найти общий язык со Львом Николаевичем Толстым. Иван Крамской предпринимал попытки сговориться с гением в течение нескольких лет, и лишь в 1873 году автор «Войны и мира» всё-таки сдался напористому художнику. «Я так и думал, что только Вам и удастся убедить неубедимого - поздравляю Вас!» - писал Третьяков в письме Крамскому.

Однако мало кто знает, что большое число картин, теперь имеющихся в коллекции, появилось в собрании благодаря младшему брату Третьякову. Так, Павел и Сергей совместно купили Ташкентскую коллекцию Верещагина, а бывали случаи, когда Павел советовал Сергею приобрести хорошие картины, которые сам по какой-то причине тогда купить не мог. Например, «В Крымских горах» Васильева, «Птицелова» Перова или «Украинскую ночь» Куинджи..

Кстати, в процессе подбора картин интересы Третьякова часто пересекались еще с одним знаменитым коллекционером и любителем русской живописи – Александром III, коллекция которого позже стала основой не менее знаменитого собрания Русского музея в Санкт-Петербурге. Художник Аркадий Рылов так описывал процесс покупки одной из его картин - «Догорающий костёр»: «Комиссия музея (Александра III в Петербурге) постановила приобрести картину, но пока писали протокол, Третьяков поторопился внести заведующему выставкой задаток, и картина осталась за ним. ... Павел Михайлович, как настоящий купец, считал долгом торговаться с художниками, но в данном случае цена невысока, всего 600 рублей, а картина большая, в три аршина, да и музейная комиссия тут ходит – он только сказал: «Уж вы мне вместо уступки пришлите картину в Москву за свой счёт». Я, конечно, с радостью согласился, это обошлось мне всего в 12 рублей».

В биографии Третьякова, написанной Львом Анисовым, есть удивительный эпизод. В 1892 году Александр III посетил дом Павла Михайловича в Лаврушинском переулке и попросил уступить ему картину «Боярыня Морозова», на что тот ответил, что не может этого сделать, поскольку отныне всё собрание принадлежит городу. После этого император отступил на шаг и низко ему поклонился.

Интересно, что не все художники желали уступать в цене знаменитому коллекционеру. Так, не захотел скинуть ни рубля за «Княжну Тараканову» Константин Флавицкий. Но Третьяков был терпелив. После смерти художника он приобрёл картину у родственников — за четыре тысячи рублей вместо пяти. А вот знаменитая «Тройка» Василия Перова была продана Третьякову всего за 50 рублей серебром. Тогда как незаконченное полотно «Никита Пустосвят. Спор о вере» Третьяков приобрёл у наследников Перова за 7 тысяч. Так он не только пополнил свою коллекцию, но и поддержал семью покойного друга.

Меценатом действительно руководили абсолютно бескорыстные мотивы. С самого начала работы над коллекцией он говорил о том, что собирает её не для себя. В 1874 году он построил новое здание для галереи - домочадцы к тому времени устали от потока посетителей, и поэтому вопрос об отдельном помещении назревал давно. Вскоре после открытия посещение музея стало бесплатным. И если поначалу число гостей держалось на уровне 8–15 тысяч в год, то к 1890-м годам достигло невиданных для тогдашней Москвы 50 тысяч! Павел Третьяков был назначен пожизненным попечителем галереи и получил звание Почётного гражданина Москвы. До конца своих дней он вкладывал в покупку картин собственные средства, не считая, что делает это в ущерб благосостоянию своей семьи, которая у него была немалая.

В 1865 году 33-летний Павел Михайлович женился на Вере Николаевне Мамонтовой, которая была на 13 лет моложе супруга. Она приходилась двоюродной сестрой знаменитому русскому предпринимателю, промышленнику и филантропу, основателю Московской частной оперы Савве Мамонтову и двоюродной тёткой - Вере Мамонтовой, той самой, которая стала моделью для картины Серова «Девочка с персиками». Вера Николаевна и Павел Михайлович прожили вместе 33 года, до самой смерти последнего. Это был очень счастливый брак, не считая того факта, что всю жизнь Вере приходилось делить мужа с одной соперницей, отбиравшей всё его время и средства.
В браке родились шестеро детей – двое мальчиков и четверо девочек, в которых родители души не чаяли: «Искренно от всей души благодарю Бога за тебя, что мне довелось сделать тебя счастливой, впрочем, тут большую вину имеют дети: без них не было бы полного счастья!» – писал Третьяков жене. Их старшая дочь Вера в своих воспоминаниях описывала детство с особенной теплотой: «То доверие, та гармония между любимыми людьми, любившими нас и о нас заботившимися, было, мне кажется, самым ценным и радостным».

Однако семейное счастье отнюдь не было безоблачным: всю жизнь Вере Николаевне приходилось мириться с тем, что её муж посвящал всё своё время и отдавал все средства своей галерее. При этом сам он был очень экономным и приучал к экономии всю семью. Меценат вёл строгий учёт расходов жены, проверял её домашнюю бухгалтерию, заказывал сюртук только после того, как старый изнашивался. «Купец — а разносолов не любит, из года в год щи да каша в обед. Богат — но выездов не признаёт, никаких тебе балов, маскарадов, товарищеских пирушек, картишек за столом», - говорили про Третьякова.

 Единственную «роскошь», которую позволял себе Павел Михайлович — одну сигару в день. Все его деньги уходили на приобретение картин и на благотворительную деятельность: Третьяков жертвовал на университетский музей античного искусства, на Никольский храм, на содержание художественных школ, спонсировал экспедицию Миклухо-Маклая в Южные моря. Вместе с братом он стал попечителем училища для глухонемых детей, а ещё материально поддерживал вдов и сирот бедных художников. Для таких семей на деньги Третьякова был построен дом с бесплатными квартирами.

Большое горе обрушилось на семью Третьяковых в 1887 году, когда за три дня от скарлатины, осложнённой менингитом, умер их сын, 8-летний Ваня. Он был единственным наследником, на которого Павел Михайлович возлагал большие надежды, так как его второй сын, Михаил, страдал слабоумием, и передать дело было больше некому. А через пять лет умер и младший брат Павла Михайловича, а картинную галерею обокрали (воры унесли четыре полотна) - после всех этих трагических событий Третьяков замкнулся в себе, стал молчаливым и угрюмым. В том же году он передал галерею в дар городу, оставшись её попечителем. Император пожаловал меценату дворянский титул, но он не захотел отказываться от своего купеческого происхождения и не принял его.

Череда трагичных событий на этом не закончилась. В 1893 году Вера Николаевна пережила микроинсульт, а позже её разбил паралич. У постели больной жены Третьяков наконец признался: «Я всю жизнь не мог решить, что мне дороже – галерея или ты? Теперь я вижу, что ты мне дороже». В ноябре 1898-го Третьяков и сам слёг с обострением язвы желудка, а 16 декабря его не стало. Факт его смерти дети хотели скрыть от больной матери, но она всё поняла и написала в дневнике: «Требую быть с ним!». Так и случилось: Вера Третьякова пережила мужа всего на 3 месяца.
/ История России /















Оффлайн Мария Петрова

  • Знаток
  • Сообщений: 1038
  • Имя: Мария
  • Карма: 1888



Оффлайн Aloe

  • Друг
  • Сообщений: 3068
  • Карма: 133267

Онлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 83059
  • Имя: Лариса
  • Карма: 293986


Теги:
 
Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.091 секунд. Запросов: 46.