Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Просыпаешься ты с утра. Спускаешься вниз, сонная такая. Смотришь в кухонное окно (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Фаста Яковлевна 2. Ермакова в Сочи. Элька встречает. (Дом 2 новости) от Anna091979 3. УЕФА запретит проносить российские флаги на первый матч сборной Украины (Новости спорта и спортивные события) от Валентина 4. Богомолка едет в отпуск (Дом 2 новости) от Чулпан Чумоданова 5. 6 хитов от которых одно наслаждение. Хулио Иглесиас (Музыка и новости шоу-бизнеса) от germania 6. Наполеон (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Бабка Ёжка
7. Эту актрису мы видим на экранах не очень часто. Её карьера в кино длится без мал (Кино и новости кино) от Миссис уксус 8. gala68, поздравляем с юбилеем на Колючке!!! (Праздники и поздравления) от germania 9. «Иду! Боже, а женщины-то, женщины! Ни одной старухи! Молодые, жаждущие! Без (Кино и новости кино) от Миссис уксус 10. Памяти Григория Горина (1940-2000) / из писем отцу / (Литература, поэзия и искусство) от Миссис уксус 11. Milashka-olu, поздравляем с юбилеем на Колючке!!! (Праздники и поздравления) от germania 12. Торт * Лесной мох* (Кулинария и вокруг нее) от Миссис уксус

Венская опера: нет повести печальнее на свете...  (Прочитано 782 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 83059
  • Имя: Лариса
  • Карма: 293986
4
Венская опера: нет повести печальнее на свете...

25 мая 1869 г. 155 лет назад
Открыто здание Венской оперы

Тот, кто знает историю строительства здания Венской оперы, вряд ли может испытывать ничем не замутнённые радостные чувства от его посещения. Потому что это знаменитое сооружение – фактически надгробный памятник её создателям.

И вот почему.

"Такова моя воля"




Франц Ксавер Винтерхальтер. Портрет императора Франца Иосифа I.

Молодой император Франц Иосиф I решил провести глобальную реконструкцию Вены. А именно - снести остатки уже бесполезного бастиона, окружавшего старый город, и на этом месте сделать красивый кольцевой бульвар. Он должен был стать главной улицей и архитектурной витриной австрийской столицы.

Бастион разрушили с помощью подрывных работ (Иоганн Штраус тут же написал на эту тему "Подрывную польку"), и освободившиеся участки были распроданы для частной застройки. На эти деньги город стал возводить роскошные общественные сооружения, которыми сегодня любуются миллионы приезжающих в Вену туристов.

Проект перестройки Вены был обставлен как общенародный. Степень демократичности всего процесса выглядит удивительно даже с позиции нашего времени.

Приказ императора о перестройке, направленный в адрес министра внутренних дел, был опубликован в городской газете (оно начиналось словами: "Дорогой фрайхерр фон Бах! Такова моя воля"). Был объявлен публичный конкурс проектов кольцевой улицы (Рингштрассе), и авторитетное жюри рассмотрело около ста предложений. Тщательно (тоже на конкурсной основе) выбирались кандидатуры архитекторов. Всё это освещалось в прессе и было у всех на языках.

Естественно, венцы изначально были настроены против - кто любит капитальный ремонт? Во-первых, беспокойство, во-вторых - грязь, в-третьих, нашествие тысяч диких гастарбайтеров со всех уголков Австро-Венгерской империи. И в конце концов, все уже просто привыкли гулять в прохладных рощах вокруг развалин старого бастиона.

Поэтому общественное мнение изначально имело отчётливый критический вектор.

Первым из общественных задний начали строить новый оперный театр. Первым он и попал под раздачу. Тем более, что основания для критики действительно были.

Идея начать строительство общественных сооружений с оперного театра принадлежала лично императору. Хотя Франца Иосифа трудно было назвать любителем искусства, он считал политически необходимым поддерживать репутацию Вены как музыкальной столицы Европы - города Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Театр должен был иметь статус не городского, а придворного и, соответственно, своими масштабами, архитектурным обликом и роскошью отделки достойно презентовать величие империи Габсбургов. Предполагались шикарная мраморная отделка, бархат, позолота, фрески, прогулочные пространства, терраса с видом на город, газовое освещение и зрительный зал, трансформирующийся при необходимости в бальный.

Конкурс проектов оперного театра выиграли два венских архитектора: Эдуард ван дер Нюлль и Август фон Сикардсбург.

Почему два, а не один?

Их имена в Вене были практически неразделимы, и звучали примерно как братья Гримм или Ильф и Петров. Их творческий тандем начался ещё в юности: они дружили с университетской скамьи. Оба одновременно с отличием закончили Венскую академию художеств, оба получили грант на трёхлетнее изучение искусства за границей и вместе изъездили Италию, Германию, Францию и Англию. Оба, вернувшись, получили профессорские должности в своей альма-матер.

Многие проекты они делали вместе, и даже организовали собственную архитектурную студию. К моменту работы над проектом оперного театра они уже построили в Вене немало зданий.

При этом они были совершенно разными людьми.




Эдуард ван дер Нюлль и Август фон Сикардсбург.

Эдуард ван дер Нюлль - меланхолик и интроверт, с тяжёлыми травмами детства (когда ему было 13, его отец покончил жизнь самоубийством).

Август фон Сикардсбург - наоборот, был ярким и общительным человеком, в их творческом содружестве он отвечал за коммуникативную часть.

Но в вопросах вкуса, стиля и взглядов на архитектуру у них не было противоречий. Оба были людьми среднего достатка, но с твёрдыми принципами, и делали только то, что им было творчески интересно.

На момент начала строительства обоим было уже под пятьдесят. Срок строительства был определён в семь лет. Этот проект оба рассматривали как пиковый момент своей карьеры и возлагали на него большие надежды, в том числе и финансовые.


Проблемы начались уже на стадии рытья котлована. К этому моменту на противоположной стороне улицы быстро выросли огромные доходные дома. Естественно, что при проектировании здания Оперы этого никто не учёл, и архитектурные пропорции этого места оказались смещёнными не в пользу театра.








К 1867 году здание уже было возведено, и тут оказалось, что дорожные работы не были согласованы с проектом театра: уровень улицы оказался выше, чем основание здания. А поскольку по проекту не предусматривался ни высокий фундамент, ни ступени, ведущие ко входу, выглядело это так, что весь театр был как бы утоплен в рельефе.



Венская опера в 1870-х годах.


Хуже всего было то, что никто не понял архитектурной идеи здания. Авторы задумали его как стилизацию на тему ренессанса, но все увидели в этом только какую-то возмутительную и безвкусную стилевую мешанину.

Возможно, Эйфелю больше досталось от парижан за его башню, а Зурабу Церетели от москвичей за его Петра. Но и венцы постарались не оставить камня на камне от доброй репутации архитекторов Оперы.

Появились сатирические куплеты, в которых van der Nüll рифмовался с keinen Styl ("никакого стиля"). Театр однозначно оценивался как главное разочарование реконструкции Вены и был назван "архитектурным Кёниггрецем" (намёк на совсем свежее -1866 года - грандиозное поражение австрийской армии в сражении с Пруссией при Кёниггреце).

В народе театр получил прозвище "затонувший сундук" - „versunkene Kiste“. Это название намекало сразу на два обстоятельства: в прямом смысле - на низкое положение здания, и в переносном - на то, что на этот неудавшийся проект была затрачена уйма денег („versunkene Kiste“ в немецком языке - идиома, аналогичная нашей "деньги на ветер").



Кому на пользу критика?

Театр ещё не был достроен, но эта критика уже висела тяжёлым камнем на душе архитекторов. Сначала тяжело заболел Сикардсбург - у него было какое-то лёгочное заболевание, приведшее к операции. Операция прошла успешно, но он надолго был выключен из работы.

Нюлль продолжал строительство в одиночестве, за двоих. Естественно, аккомпанемент в виде общественного глумления над его детищем только усиливал природную склонность к депрессии. К тому же он переживал финансовый кризис: оплата проекта была ещё впереди, а он, наконец-то - в 55 лет - женился.

Когда Франц Иосиф весной 1868 года решил устроить осмотр недостроенного театра (шли внутренние работы), Августу ван дер Нюллю пришлось выслушать его приговор в одиночестве.

Возможно, император не подумал о том, что его мнение могло стать последней каплей. И высказался он откровенно: сказал, что да, он согласен с критикой в прессе, всё не так, затраты велики, а театр не хорош. Не театр, а вокзал.


На следующий день (3 апреля 1868 года) Нюлль повесился. Его молодая жена на восьмом месяце беременности осталась вдовой.

Для его друга это известие было страшным ударом. С этого момента он уже не надеялся на выздоровление и умер спустя два месяца. Его последней работой стал проект собственного надгробия.



Траурно-триумфальный финал

Франц Иосиф сделал выводы из этой трагедии и с тех пор никогда не критиковал творческих людей. Он велел сделать мраморный медальон с профилями архитекторов и установить его в здании театра.

Через год после смерти Сикардсбурга, в 1869 году, Венская придворная опера была торжественно открыта в присутствии императорской четы и всего венского бомонда.

Это было в конце мая, который выдался беспрецедентно холодным. Чтобы немного согреть зрительный зал, туда с самого утра согнали 300 солдат. К началу представления они согрели его своим теплом.
Первой оперой, поставленной на новой сцене, стал "Дон Жуан" Моцарта. С него началась славная история Венской оперы - одного из лучших оперных домов мира на сегодняшний день.

Сегодняшняя Венская опера - это не то самое - историческое - здание, а почти полная его реконструкция: во время Второй мировой войны американцы разбомбили театр.
Венская легенда гласит, что это произошло по ошибке: они перепутали его с вокзалом.
(с)

ссылка
/ Винтаж- история жизни /







Теги:
 
Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.092 секунд. Запросов: 42.