Почему «Портрет Струйской» Рокотова однажды исчезнет
Когда мы говорим о Фёдоре Рокотове (1735-1808), то сразу вспоминаем его русское сфумато. Как и у Леонардо да Винчи, его дамы словно покрыты легкой дымкой. В том числе Александра Струйская.
Как же я удивилась, узнав, как Рокотов добивался такого эффекта сфумато!
Оказалось, что он ничего такого и не предполагал.
Как так? Ведь это его визитная карточка!
Да, улыбки и правда у него прекрасны. Легкие и скромные. И взгляды у дам спокойные и мягкие. Как будто на этих портретах остались их души.
Необычные дымчатый и горчичный цвета удивительно идут помещице Струйской.
Но легкую дымку создал уже не Рокотов, а... время!
Конечно, художник к этому тоже причастен. Выбирал такую некачественную грунтовку, которая со временем проникала в слой краски и как бы размывала ее.
Так и получался эффект дымки.
К сожалению, такой грунт не может до конца просохнуть, а значит, картины продолжат «таять». Пока не придумали метода, чтобы остановить этот процесс, увы. И однажды шедевры Рокотова исчезнут!
Но не все.
В Музее Тропинина в Москве повстречался мне ещё один женский портрет великого художника, Е.А. Голицыной
И на нем нет никакой дымки!
Это более поздний портрет. Рокотов уже признанный художник в это время.
Я предполагаю, что холст для этого портрета ему готовили ученики. Поэтому грунтовка бралась самая стандартная.
По крайней мере, художник написал только лицо княжны. А его помощники - одежду и прическу.
Все эксперименты остались в молодости. Так что портрет Голицыной сохранится для потомков. В отличие от образа Струйской, созданного в 1773 году.
⠀⠀
Но как же это «сфумато» идёт Александре!
⠀⠀
/ Дневник Живописи /