Фрида Кало 6 июля 1907 - 13 июля 1954,
Мексиканская художница Фрида Кало известна своими символическими сюжетами, красочными полотнами и обширной серией автопортретов. Вдохновленные "всем, что проходит через нее", ее картины сугубо личные. Учитывая интимный и символический характер ее произведений, их послания и мотивы могут показаться непонятными для других. Однако, если посмотреть через призму жизни художницы, смысл ее пронзительных картин начинает материализоваться.
Кало исследует несколько тем в своем творчестве: от интереса к своему происхождению и наследию до борьбы с бездетностью и женственностью. Однако ее самые известные картины, похоже, вращаются вокруг двух главных событий в ее жизни: травмирующего развода с коллегой-художником Диего Риверы и почти смертельного несчастного случая, который она пережила будучи подростком. Здесь мы контекстуализируем 10 из ее самых известных картин, чтобы понять темы, мысли и эмоции, стоящие за ними.
АВТОПОРТРЕТ С ТЕРНОВЫМ ОЖЕРЕЛЬЕМ И КОЛИБРИЗа свою карьеру Кало нарисовала 55 своих портретов, в том числе "Автопортрет с терновым ожерельем и колибри". Сегодня это произведение остается одним из ее самых широко известных автопортретов благодаря трогательному контексту, в котором оно было создано, и символическому характеру его образов.
Кало завершила это произведение в 1940 году, через год после тяжелого развода с мексиканским художником-монументалистом Диего Риверой. Учитывая время создания, широко распространено мнение, что "Автопортрет с терновым ожерельем и колибри" является отражением ее эмоционального состояния после разрыва пары.
На картине Кало изображена на фоне листвы, которая обычно символизирует плодородие, контрастирует с мёртвыми образами на переднем плане — преследующей чёрной кошкой, символизирующей неудачу и смерть, и обезьяной, символизирующей зло. Фрида и Диего держали множество обезьян в качестве домашних животных, что заставляло многих предполагать, что они служили суррогатами для детей, которых пара не могла зачать.
На шее Фриды терновое ожерелье, казалось бы, с безжизненной Колибри, которая висит у нее на шее, считается талисманом удачи для влюблённых в мексиканском фольклоре. Хотя из-за этого необычного аксессуара у нее на шее выступила кровь, выражение ее лица остается стоическим. Такое спокойное отношение к боли типично для Кало, которая, даже будучи опустошенной разводом, язвительно заявила, что "в конце концов мы можем вынести гораздо больше, чем думаем".
ДВЕ ФРИДЫКак и "Автопортрет с терновым ожерельем и колибри", "Две Фриды" были написаны в ответ на расставание Кало с Риверой. В этом произведении Кало исследует две стороны себя. Слева она изображает себя женщиной с разбитым сердцем, одетой в традиционное европейское платье. Справа: ее сердце чистое, и она одета в современное мексиканское платье — стиль, который она переняла, будучи замужем за Риверой.
Сидя на скамейке, две Фриды держатся за руки. Однако это объятие — еще не все, что их связывает; из их сердец вырастает единственная вена, которая разветвляется и обвивает их руки. Слева Фрида перерезает вену хирургическими ножницами, вызывая кровотечение. Справа вена ведет к крошечному портрету Риверы, сжатого Фридой и почти невидимого для ненаблюдательного глаза.
Этот уникальный автопортрет, вероятно, отражает внутреннюю борьбу за идентичность, с которой столкнулась Кало, когда она переживала развод. Хотя кажется, что это отсылка к работам сюрреалистов, Кало настаивала на том, что такая иконография уходит корнями в реальную жизнь и, следовательно, является прямым отражением ее личности. "Я никогда не рисую сны или кошмары", — объяснила она — "Я рисую свою реальность".
АВТОПОРТРЕТ С ОБРЕЗАННЫМИ ВОЛОСАМИПосле развода Кало попыталась заново изобрести себя. В знак неповиновения своему бывшему мужу она нарисовала "Автопортрет с обоезанными волосами".
Сидящая на ярко-желтом стуле с ножницами в руке и окруженная своими прядями волос, художница изображена с короткой стрижкой и одетая в мужской костюм. Сверху на полотне написаны подходящие слова из мексиканской народной песни. В переводе они звучат так: "Послушай, любил тебя я за косу твою, с отрезанными волосами тебя я больше не люблю".
Очевидно, что андрогинный подход Кало к ее внешности в "Автопортрете с подстриженными волосами" сильно отличается от длинных волос, струящихся платьев и женственных украшений, представленных в большинстве ее изображений. Однако примечательно то, что это не первый раз, когда она экспериментирует с мужскими образами. На фотографиях художницы в детстве и подростковом возрасте видно, что она часто носила костюмы — даже когда ее подруги и родные придерживались более "женственных" образов.
АВТОПОРТРЕТ НА ГРАНИЦЕ МЕКСИКИ И СШАКало и Ривера жили в Америке четыре года с 1930 по 1934 год. В то время как ее муж находился в центре внимания и добился большого успеха в художественных кругах, включая выставку в Музее современного искусства в Нью-Йорке, Кало пережила множество трудностей, включая неудачную беременность. Автопортрет "На границе Мексики и США" изображает неприязнь Кало к индустриальной и капиталистической культуре США, а также ее тоску по аграрному образу жизни Мексики.
Справа — упрощенное изображение Детройта — одного из городов, в котором они жили с Риверой, — состоящего из высоких небоскребов и промышленного завода, выпускающего клубы дыма. Слева — иллюстрация Мексики с растениями, овощами, древними статуями, черепом и руинами храма на заднем плане. Хотя Кало была глубоко несчастна в этот период, она значительно выросла как художница.
БОЛЬНИЦА ГЕНРИ ФОРДАОдна из самых душераздирающих картин Кало "Больница Генри Форда", изображает ее выздоровление в больнице Генри Форда в Детройте после перенесенного выкидыша. Ряд красных вен вырастает из ее живота и соединяет ее с ключевыми элементами того, через что она прошла: плодом, отсылающим к ее будущему ребенку; ее таз, поврежденный в результате аварии на трамвае; орхидея, которую Ривера подарил ей во время ее пребывания в больнице; улитка, олицетворяющая, как для нее дни текут медленно; и машина, привязывающая ее к индустриальному духу города, где она находилась в то время.
МОИ БАБУШКИ И ДЕДУШКИ, МОИ РОДИТЕЛИ И Я (РОДОВОЕ ДРЕВО)"Мои бабушки и дедушки, мои родители и я" — одна из двух картин генеалогического древа, когда-либо созданных Кало. На ней задокументировано ее смешанное расовое происхождение: ее мать, бабушка и дедушка по материнской линии слева - мексиканцы, а ее отец и бабушка и дедушка справа - немцы. Кало включает в картину изображение себя в детстве, стоящей в центре и держащей ленту, которая связывает все эти фигуры вместе.
СЛОМАННАЯ КОЛОННА"В моей жизни произошло два великих несчастных случая. Одним был поезд, другим — Диего. Диего был, безусловно, худшим". В 1925 году 18-летняя Кало попала в аварию, в результате которой, помимо многих других серьезных травм, у нее был сломан позвоночник. "Мужчина увидел, что у меня было сильное кровотечение. Он нес меня и укладывал на бильярдный стол, пока за мной не приехала машина Красного Креста". В "Сломанной колонне" Кало показывает трагический взгляд на последствия аварии на всю жизнь.
На картине изображена Кало после операции на позвоночнике. Обнаженная, за исключением больничной простыни и корсета из металла и гипса, ее тело проколото гвоздями (возможно, как намек на христианскую иконографию Христа на кресте) и показано расколотым. В трещине, разделяющей ее тело, видна разрушающаяся ионическая колонна, которая заменила ее позвоночник и символизирует ее сломанное тело. На заднем плане бесплодный пейзаж так же растрескался, а над головой нависло грозовое небо.
АВТОБУСВ 1929 году Кало нарисовала "Автобус" — картину, напоминающую о том, что она видела за несколько минут до изменившей ее жизнь аварии, произошедшей четырьмя годами ранее. Это произведение представляет собой одно из ее самых близких столкновений с реализмом, в отличие от более сюрреалистических композиций ее самых известных картин.
17 сентября 1925 года Кало возвращалась домой после дня, проведенного в Национальной подготовительной школе. "Я была умной молодой девушкой, но непрактичной, несмотря на всю свободу, которую я завоевала. Возможно, по этой причине я не оценила ситуацию и не догадалась, какие у меня раны", — вспоминала Кало.
В своих работах она никогда не изображала настоящую аварию, но картина Кало показывает нам, насколько спокойно и обыденно все выглядело, когда этот автобус пересекал улицы Мехико, и как транзит объединял людей из всех слоев общества — рабочих, женщину из числа коренного населения с ребенком и пара из среднего класса, сидящая напротив Фриды.
АВТОПОРТРЕТ В ОБРАЗЕ ТЕХУАНЫОдна из ее самых известных работ "Автопортрет в образе техуаны", также известная как "Диего в моих мыслях", демонстрирует глубокую любовь Кало к мексиканскому фольклору. Здесь она носит головной убор традиционного платья Техуана, созданного и носившегося сапотеками из региона Теуантепек на перешейке в штате Оахака. Она также отдает дань сюрреализму, чтобы показать, как, несмотря на бурный развод и дела Риверы, она не может перестать думать о нем.
Единого мнения о том, что означает нить, исходящая из ее головы, нет. Для некоторых это паутина, которая заманивает Риверу обратно и удерживает его рядом с собой; для других это ее мысли, вырастающие из ее головы, когда изящный головной убор (который, кажется, символизирует одержимость Риверы коренной мексиканской культурой) медленно распутывается.
РАНЕНЫЙ ОЛЕНЬ"Раненый олень" — еще один автопортрет, который символически обращается к физической и эмоциональной боли, связанной с травмами Кало.
В произведении художница изобразила себя в образе оленя — возможно, на этот выбор ее вдохновил ее любимый питомец Гранизо. Пораженный стрелами и расположенный за сломанной веткой (предмет, используемый в традиционных мексиканских погребальных обрядах), скорее всего, умрет. На момент создания картины здоровье Кало было в упадке. Помимо неудачных корректирующих операций из-за полиомиелита в 6 лет (из-за которого ее правая нога стала намного тоньше другой) и продолжающейся физической боли, связанной с несчастным случаем, она также страдала от гангрены и других заболеваний.
Кроме того, как и "Сломанная колонна", данная картина отсылает к христианской иконографии. Согласно Библии, святой Себастьян, христианский святой и мученик, был убит натиском стрел. Его смерть на протяжении веков оставалась популярной темой в искусстве и, вероятно, вдохновила Кало на творчество и выбор сюжетов.
"Св. Себастьян" Андреа Мантанья, 1480
К сожалению, Кало скончалась в 1954 году от легочной эмболии в своем любимом доме La Casa Azul (Голубой дом) в Мехико, где сегодня находится музей Фриды Кало. Однако благодаря ее очень личному подходу к искусству ее сокровенные эмоции и замечательное воображение навсегда сохранятся во впечатляющей коллекции ее работ.
ссылка