Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Позор семьи — Дядя Эмик (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от ЛенкаБелка 2. Рубрика «Будни солдата» (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от natalka 3. Валерины думы (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от мишаня 4. Колючие! Интересно ваше мнение! Коротенький ролик) (Колючие разговоры обо всём) от кнопка 5. Сегодня 85-летний юбилей отмечает актёр и телеведущий Леонид Каневский (Кино и новости кино) от Валентина 6. Вклад наших домашних питомцев в искусство)) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Милантроп
7. Ирина Пинчук показала дефект, из-за которого будет делать пластику (Дом 2 слухи) от мишаня 8. Гoвopяm, глядя нa нee, зaгaдывaeшь жeлaнue — oнo cбудemcя чepeз 2-З дня… (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Москванерезиновая 9. Степан Меньшиков назвал "Дом-2" "академией, в которой он учился жизни и любви" (Дом 2 слухи) от собака-кусака 10. Ложка столовая глубокая (инструкция к применению) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от собака-кусака 11. «Похожа на гуманоида»: Татьяна Васильева рассказала о неудачном эксперименте с (Кино и новости кино) от Kesha 12. Стало известно, кому был выгоден завоз мигрантов в Россию: необходима нормализац (Интересное и необычное) от Алисачудес

Как изменились пуанты за 150 лет? Эволюция женской балетной обуви  (Прочитано 783 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн МилкаЯ

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 58058
  • Карма: 464648
7
Пуанты - основная обувь классической танцовщицы, которая символизирует легкость, бестелесность и эфемерность образа, что особенно важно для романтических балетов. Наверное, все знают историю о первых танцовщицах, которые танцевали на пуантах (Фанни Биасс, Фортуната Анджолини, Женевьев Гослен), и это были не совсем такие туфли, какие мы привыкли видеть сейчас.

Пуанты видоизменялись в течение 150 лет и прошли настоящую эволюцию, превратив неудобное возвышение над сценой на больших пальцах в воздушный танец, который с годами стал почти безболезненным для стопы благодаря новым технологиям производства обуви. Первое упоминание о туфлях, проложивших путь современным пуантам, относят к XVIII веку, когда французская балерина Мари Камарго сняла со своих туфель каблуки, чтобы было удобнее танцевать.

Плоские туфли расширили возможности для танца и положили начало развития балетной обуви, от которой теперь ожидалась большая свобода движений стопы.

Мягкие балетки

В начале XIX века балерины вставали в прямом смысле слова на пальцы, и речь не о балетной обуви, как это имеется ввиду в наши дни. Именно поэтому возможность устоять на больших пальцах появлялась не более, чем на долю секунды, вероятнее всего, в проходящих движениях. Балерины удерживались на пальцах только силой своих стоп, которая в те годы (согласно нагрузкам в балете) была не столь велика. Туфли не имели жесткого носка, поэтому все зависело от выносливости балерины.

В Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге представлена реконструкция костюма Марии Тальони для балета "Сильфида" - того самого, который поставил для дочери Филиппо Тальони. Обувь балерины в экспозиции выглядит так:


30-е годы XIX века.

Нельзя не отметить, что обувь, в которой предположительно танцевала Мария Тальони, очень напоминает современные балетки - мягкую обувь, которая не имеет жесткой стельки и твердого пятака. Можно сделать вывод, что балерины того времени действительно изображали бестелесность только за счет силы своих стоп и пальцев.

Внешний вид балетных туфель того времени обусловлен влиянием стиля ампир начала XIX века, когда в моде были однотонные платья пастельных тонов, длинные перчатки светлых оттенков, а также вытянутые атласные туфли с завязками на узкой подошве.

Туфли с жесткими пятаком и стелькой

Прошло совсем немного времени после премьеры балета "Сильфида", как стало формироваться представление о том, каким должен быть женский танец. Впечатление бестелесности танцовщицы осталось неизгладимое, поэтому начался поиск способов продлить замирание балерины на кончиках пальцев.

Во второй половине XIX века туфли становятся намного жестче и надежнее, появляется оформленный твердый пятак, но на нем еще очень нескоро можно будет исполнить 32 фуэте. Жесткая коробочка могла быть сделана из бумаги, картона и сухого теста, покрытых тканью, похожей на атлас.


Туфли Анны Прихуновой и Фанни Черрито, вторая половина XIX века. Музей театрального искусства (theatremuseum.ru)

Пуанты с узким пятаком и маленьким стаканом
Итальянские мастера усиленно работали над технологией изготовления женских балетных туфель. Виртуозные балерины из Италии (Вирджиния Цукки, Карлотта Брианца) распространили уникальные туфли и на Императорской сцене, где уже тогда служил Мариус Петипа. Вдохновившись пуантами, балетмейстер сделал женский танец главным в своих балетах, оставив потомкам лучшие вариации на пальцах, которые сегодня знает весь мир.

В конце XIX века пуанты отличались невысокой коробочкой (стаканом) и округлым неустойчивым пятаком. Но уже тогда можно заметить плотную грубую ткань - джут - в составе балетной туфельки (пуанты справа, темный отрезок ткани).


Пуанты В. Трефиловой, В. Цукки, М.К. Андерсон, конец XIX века

Из-за небольшого стакана подъем танцовщиц мог вываливаться из туфель при сильном изгибе. Можно заметить по фотографиям балерин того периода, что стелька туфель не была эластична, что, возможно, позволяло стопе удерживаться внутри обуви. Маленький округлый пятак создавал ощущение невесомости танцовщицы, но вместе с этим - неудобство. Сегодня сложно представить пальцевую технику без возможности стельки изгибаться и выстроить ось с головы до пят. Можно предположить, что пуанты 100 лет назад были неустойчивы из-за малой площади опоры и отсутствия четких границ пятака.


Матильда Кшесинская. Стелька пуантов едва выгибается, но именно в таких пуантах Кшесинская первой исполнила 32 фуэте

Уникальная стопа Анны Павловой

Анна Павлова была не только великой балериной начала XX века, но и обладательницей очень высокого подъема, который едва удерживался в балетных туфлях. Чтобы этого избежать, Павлова подкладывала в пуанты кожаную подошву, тем самым укрепляя их. Балерина в 1910-е годы уже активно гастролировала по миру, и в одной из поездок в Америку нашла обувного мастера Сальваторе Капецио, у которого заказала для себя и своей труппы подходящую балетную обувь. Но и в начале XX века это были неустойчивые и недолговечные пуанты.


Анна Павлова. Слепок стопы балерины, скульптор Б.О. Фредман-Клюзель, Музей театрального искусства.

Пуанты с узким пятаком. Советский балет

Шли годы, менялись требования в балете, а вместе с ними - внешний вид и технологии производства женских балетных туфель. Стелька пуантов теперь более жесткая, она поддерживает стопу, а вместе с этим встать на пальцы теперь возможно только с полностью вытянутыми коленями. Но по-прежнему пуанты остаются почти одноразовой обувью балерины.

Если мы посмотрим на пуанты балерин XX века в Музее театрального искусства, то увидим что этой балетной обуви еще далеко до совершенства. Атлас на пятаках рвется, стелька ломается, и поэтому выходить на сцену в такой обуви можно только один-два раза, потому что внешний вид оставляет желать лучшего.


Туфли Т. Вечесловой (50-е годы) и М. Семеновой (30-е годы).

Стоит отметить, что раньше ведущие балерины танцевали в два раза меньше спектаклей, чем сейчас, следовательно, и расход обуви был меньше. Зато пятачок становится шире, и теперь исполнять вращения гораздо удобнее. Но балерины того периода должны были обладать исключительным апломбом, чтобы удержаться на таком узком пятаке в позах классического танца.

Именно в советский период была заложена особая эстетика женской балетной обуви, которой придерживаются некоторые артисты балета и в наши дни. Это узкий пятак, который подчеркивает аккуратную линию ноги балерины.


Пуанты Галины Улановой, 50-е годы. Пятак обработан толстыми нитями.


Пуанты Н. М. Дудинской, 50-е годы

Доподлинно неизвестно, из чего именно изготавливали стакан и стельку, но как можно заметить, пуанты уже намного больше похожи на современные, поэтому напрашивается вывод о схожести технологий, которые дошли и до наших дней.

Пуанты XXI века

Сегодня выбор пуантов огромен, туфли различаются по жесткости, полноте и глубине. Но сейчас, как и в XIX веке балерины пришивают ленты самостоятельно - это важное условие профессиональной балетной обуви.

Традиционное ручное производство пуантов сохраняется и по сей день, например, в российских компаниях Grishko и R-class. Там по-прежнему сборка 50 деталей пуантов производится вручную, стакан собирается из множества проклеенных слоев джута или мешковины, чередующихся с картоном. Приверженцев традиционных пуантов среди артисток и сегодня очень много, поэтому спрос на такую обувь велик, несмотря на то, что подготовка таких туфель к работе бывает очень долгой (необходимо пришить ленты и резинки, размягчить стакан, обшить пятаки). Но проблема быстрого износа, с которой сталкивались и балерины XX века, в танце на пуантах традиционного производства сохраняется.


Пуанты Д. Вишнёвой и У. Лопаткиной.

Долговечные и чистые пуанты - реальность?

В 90-е годы на мировом рынке появилась компания-конкурент - Gaynor Minden, создательница которой хотела навсегда изменить технологию производства пуантов и тем самым решить проблему устойчивости и износа туфель. Так, пуанты Gaynor Minden производятся из эластомерных материалов, имеющих эффект памяти, поэтому стелька не ломается, стакан не деформируется, а стопа подстраивается под туфли. Кроме того, благодаря плотной ткани с проклеенной подкладкой пятак не рвется, и пуанты долго сохраняют опрятный вид, а по необходимости эту обувь можно постирать в стиральной машине. Пятаки некоторых моделей Gaynor довольно широкие, что позволяет лучше сохранять устойчивость. Этот факт является темой для бурного обсуждения: чрезмерно широкий пятак полностью противоречит эстетике, сформированной на балетной сцене в советские годы.


В пуантах Gaynor Minden изначально изогнута стелька, что облегчает работу стопы, а также защищены пятаки.

Идет очень много споров о вреде и пользе пуантов из эластомеров, а именно об их влиянии на развитие мышц стопы. Самое большое опасение некоторых педагогов заключается в том,что такие пуанты расслабляют стопы и упрощают танец на пальцах, тем самым приучая мышцы к легкой и неправильной работе. Именно поэтому в российских балетных училищах первые годы обучения женского класса проходят строго в традиционных пуантах. Считается, что только с опытом будущая артистка научится контролировать себя и не навредить стопам танцем на пуантах с пластиковой стелькой, а в самом начале обучения девочкам нужно учиться работать стопой на пределе возможностей.

Видя развитие балетной обуви, невозможно не порадоваться: все стремится к тому, чтобы облегчить тяжелый труд балерины во время танца на пуантах. Правда, иногда традиции отвергают прогресс, и к чему это приведет в дальнейшем, покажет только время и результаты балерин на сцене.

ссылка


Онлайн Ольга Перова

  • Знаток
  • Сообщений: 191
  • Имя: Ольга
  • Карма: 432

Оффлайн Татьяна04

  • Профиль на проверке
  • Новичок-говорун
  • Сообщений: 93
  • Карма: 148


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.07 секунд. Запросов: 45.