Великоустюжское чернение по серебру
Чернение по серебру было известно нашим предкам еще со времен Киевской Руси. Но наибольшее развитие этот вид искусство получило в XVI — XVII веках.
Исторически сложилось три центра этого ремесла – это Москва, Дагестан и Великий Устюг.
Именно устюжане смогли создать такой сплав, который отличался не только особой прочностью, но и довольно богатой цветовой гаммой – от пепельно-серого оттенка, до густо-чёрного цвета.
Основы технических приемов и художественных решений северной черни, ставшие традиционными в устюжском черневом искусстве, еще в XVIII веке, заложил художник Михаил Матвеевич Климшин.
В его работах фигуры людей проступали четкими силуэтами на фоне пейзажа или архитектуры. Для самих же изображений мастер использовал густую чернь.
Тематика изображений была довольно разнообразна. Это и парковые пейзажи, и пасторальные сцены, и панорамы самого Великого Устюга.
В начале XIX столетия, в северном черневом искусстве проявляется господствующий тогда классицизм, в котором отсутствовал золотой фон, что было свойственно до этого стилю барокко. Рисунки тоже меняются и становятся более строгими и лаконичными.
Вообще чернь – это такой сплав серебра с медью, свинцом и серой. Этот сплав размельчают до состояния порошка, а затем втирают в бороздки награвированного на серебряном предмете узора. При обжиге чернь прочно сплавляется с серебряной поверхностью, благодаря чему появляется чёрный графический рисунок.
В зависимости от способа приготовления черни и пропорций её составных частей зависит прочность сцепления с серебром и оттенок чёрного цвета.
На смену мягкой тональности переходов черневого рисунка приходит контрастность, характерной становится графичность, чётко прорисовываются детали.
Как и многие другие ремесла, после революции северная чернь, практически перестала существовать как вид искусства. Однако еще до Великой Отечественной войны она вновь стала возрождаться.
Сейчас, это направление в искусстве продолжает развиваться. Основываясь на лучших традициях ремесла, современные художники продолжают создавать изделия, пользующиеся неизменным спросом и успехом во многих странах мира.
/Великая сила искусства/

