Актерские байки
Советская власть, победившая буржуазию, ставила во главу угла рабочего человека. Однако, иногда нужно было играть аристократов, священников и купцов. Чаще всего режиссеры старались делать эти образы карикатурными и пародийными.
Пётр Алейников был родом из крестьянской семьи. Родители рано умерли и мальчишка, сбежав из дома, бродяжничал. Петя полюбил кино и решил стать актёром благодаря киномеханику интерната, в который все же его определили. Мастер учил его киноделу и взял в помощники.
Петр Алейников
В кино Алейников играл простых парней из народа – рабочих, трактористов, простых солдат. Но в Театре киноактёра однажды ему досталась роль купца. Образ выходил чересчур картинным. Вдобавок ко всему у актера постоянно падал с головы цилиндр.
- Петя, раз уж цилиндр валится с твоей башки, - как-то не выдержал партнер по сцене, - Ты бы его хоть поднимал как-то поэлегантнее что ли.
- Да пес с ним, с цилиндром этим! – ответил Алейников, - Пускай валяется! Я его вовсе и не должен поднимать. Я играю богатого купца, у него цилиндров этих – завались! Не будет же он каждый раз кланяться перед каждым упавшим цилиндром!?
***
На гастролях в Израиле Александра Ширвиндта и Михаила Державина преследовали маленькие неприятности. Пока они жили в Тель-Авиве, было жарко и дул хамсин – ветер с песком. Актеры ходили в парусиновых брюках и шлепанцах.
Приехав в Хайфу, Ширвиндт обнаружил, что в кофре с концертными костюмами отсутствуют ботинки. Или их забыли в отеле или кто-то украл. Но выход был найден – взяли ботинки у рабочего театра – старенького еврея. Обувь, правда, оказалась на два размера меньше стопы Ширвиндта, но он мужественно выдержал двухчасовую пытку на сцене.
Михаил Державин и Александр Ширвиндт
На следующий день актеры поехали в Назарет, где перед выступлением обнаружилось, что пропали концертные брюки Михаила Державина. Тут уж ничего не поделать, брюки не ботинки - ни с кого не снимешь. Артисты решили сделать вид, что это новый писк моды. И Державин вышел на сцену в смокинге и отглаженных парусиновых брюках.
Утром друзья пошли на пляж. Александр Анатольевич взглянул на парусиновые штаны Михаила Михайловича и заметил:
- О! Да ты в концертном!
***
В советское время театры обязывали окультуривать глубинку. Но, чтобы не мучить доярок и трактористов полноценными балетами или операми, обычно возили концертную программу, состоявшую в первом отделении из балетных сцен и арий, а во втором показывали драматические отрывки.
Музыкальное сопровождение обеспечивал оркестр театра, который рассаживали в яме, а при ее отсутствии просто сбоку сцены. Как правило, начальство составляло программу так, чтобы и в драматической части была хотя бы небольшая музыкальная фраза, чтобы оркестранты не разбегались и не напивались раньше времени.
Как-то раз в такую поездку отправили коллектив крупного Московского театра. Несколько концертов в день. Бесконечные переезды из одного райцентра в другой. Музыкантам такие отсиживания порядком надоели, и они придумали – начинать выпивать после первого отделения. Уж незначительную музыкальную фразу во втором отделении они сыграют в любом состоянии.
На очередном концерте во втором отделении, приняв на грудь, барабанщик оркестра предложил:
- А вот спорим, мужики, что я сейчас выйду на сцену, что-нибудь скажу, а зритель ничего не поймет!
- Спорим! – дружно подхватили коллеги.
На сцене в это время актёры играли отрывок из «Молодой гвардии». Тайное заседание молодогвардейцев у Сергея Тюленина. Декорация – стена с окнами, плотно завешенными занавесками и импровизированная дверь в избу.
Вдруг перед дверью возник молодой человек в джинсах, небритый и слегка покачивающийся. «Гость» осторожно постучал в дверь. Сидевшие на сцене замерли – в пьесе такого же нет! А этот гад стучит и не уходит. Надо как-то реагировать.
- Кто там? – спросил один из актёров.
- Сережа Тюленин дома? – из-за двери откликнулся пьяненький барабанщик.
- Нет! – ответили ему молодогвардейцы.
- Ну, тогда я попозже зайду! – сказал, довольный своей выходкой оркестрант, и ушел со сцены.
На следующий день в местной газете появилась статья о концерте, в ней хвалили новаторство режиссера: «Этот юноша, приходивший к Сергею Тюленину, в джинсах, с легкой небритостью является ярким штрихом, подчеркивающим, что сегодняшнее поколение помнит и чтит подвиг молодогвардейцев…»
А барабанщика после этого концерта чуть не уволили из театра…
ссылка/Поговорим/
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2022/03/25/dbdf1.png)