Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Бутерброды с творогом, черемшой и помидором (Праздники и поздравления) от ис 2. Квартира Нетребко в Вене выдает в ней хлебосольную хозяйку, но есть два нюанса (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Рогнеда 3. Карякина отправилась в трэвел- тур. (Дом 2 новости) от Милантроп 4. Вклад наших домашних питомцев в искусство)) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Милантроп 5. Салибеков привез новорожденного сына в коляске в общую кухню «Дома-2»: «Леончик (Дом 2 слухи) от Ирсен 6. Она сделала подарок для огромной страны и умерла в 22 года. (Интересное и необычное) от Александра35
7. Костенко и Тарасов крестили сына Ярослава в особенный день (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Валентина 61 8. водолей , поздравляем с юбилеем на Колючке!!! (Праздники и поздравления) от Валентина 61 9. 27.05.2024: что важного мы отмечаем в этот день? (Праздники и поздравления) от ис 10. «Я всю жизнь не мог решить, что мне дороже – галерея или ты...» (Интересное и необычное) от Aloe 11. Богомолка строит прудик (Дом 2 новости) от Aloe 12. Такая долгожданная весна (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от Aloe

Элеоноре Шашковой - 84! Творческий путь и немного из интервью  (Прочитано 1075 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 82716
  • Имя: Лариса
  • Карма: 293094
5
Элеонора Шашкова. Творческий путь и немного из интервью


24 декабря 2021 года свой 84-й День рождения встретила
Заслуженная артистка РСФСР и Заслуженный деятель искусств Польши
Элеонора Петровна Шашкова.

Кроме официальных званий Элеонора Петрова носит неофициальный титул “главной жены разведчика в отечественном кино”.
Хотя, относительно “неофициальности” этого титула ещё можно поспорить, ведь присвоила его актрисе Служба внешней разведки РФ. Именно её представитель в поздравлении с 65-летним юбилеем назвал Элеонору Шашкову «образцом жены разведчика».
А 2 декабря 2016 года актрису даже наградили Орденом «Честь и слава Великой России» (тогда же этой наградой был отмечен её коллега по  театру им. Вахтангова народный артист СССР Владимир Этуш).

Следует отметить, что “женой разведчика” актриса стала ещё до “мгновений”. В знаменитой советской тетралогии «Ошибка резидента» — «Судьба резидента» — «Возвращение резидента» — «Конец операции „Резидент“» она играет сначала возлюбленную, а после - жену главного героя (строго говоря, играет она только в первых трёх фильмах, поскольку в последней части героиня Шашковой в кадре не появляется).
А первые два фильма этой своеобразной советской франшизы вышли в 1963 и 1970 году.
До “17 мгновений весны” Элеонора Шашкова успела сыграть более десятка ролей в кино- и телефильмах. Среди которых были такие заметные роли, как подруга главной героини художница Вера в лирической драме  “О любви” (1970) и коварная  Стеша, разбившая сердце герою Петра Вельяминова в многосерийном телевизионном фильме “Тени исчезают в полдень” (1971-1973).

Но все эти (и множество последующих - на 2020  год, в котором актриса снялась в двух фильмах, их было больше 70) кино- и телероли затмил короткий эпизод (пять с половиной минут), в котором героиня актрисы даже не произнесла ни одного слова.
Да и сама Элеонора Петровна считает эту роль лучшей в своей экранной карьере. Об этом она не раз говорила в своих интервью. Как и о том, какая необычная атмосфера царила на  площадке во время съёмки эпизода свидания Штирлица с женою.
эту историю часто пересказывают в различных материалах, но мне показалось, что вам интересно будет прочесть то, как сама актриса вспоминает об этом, и я составил из нескольких её интервью своеобразный рассказ о съёмках легендарного эпизода.
(Поскольку материал составлен из фрагментов различных интервью, возможны небольшие смысловые повторы, при необходимости в квадратных скобках я даю краткий пояснения.)

“Сцена встречи Штирлица с женой получилась с единственного дубля.
Ее сегодня во ВГИКе разбирают, обсуждают и изучают. Понимаете, никто не думал, что так получится. Может, одна Татьяна Михайловна Лиознова понимала, что сцена будет проникновенная.

Этот эпизод не был прописан в произведении Юлиана Семенова, эту сцену в картину принес Вячеслав Михайлович [видимо - оговорка или ошибка при подготовке интервью, - СВТ.] Тихонов. Он рассказал, что похожий случай был с его другом-разведчиком. Но там, в реалиях, был мальчик, сын его друга.
Татьяна Михайловна решила поменять, сделала любовную сцену, иначе все смотрели бы на ребенка, а ребенок переиграет любого.

Лиознова была необыкновенная умница. Она объяснила своему ассистенту, какая должна быть артистка. Вот так выбор пал на меня, ассистент меня вспомнил — мы с ним работали в одной из картин у режиссера Леонида Лукова ["Две жизни" (1961), - СВТ.].

Мы с Людочкой Чурсиной играли прачек, были нищими, голодными студентками, которые страшно рады этой работе и тем копейкам, которые нам платили.
В той картине снимался Тихонов. Помню, во время съемок одной сцены были подсветы синего цвета. И когда Тихонов поднял глаза, у меня вырвалось сдавленное «ах…» В полной тишине. Вот такой он был красоты. Люда Чурсина меня спросила: «Ты что, влюбилась?..» «Ну ты же знаешь, что я не люблю мужиков красивых, но этот больно хорош…» — ответила я.
Это правда. Красивых мужиков никогда не любила, в них есть фанфаронство. Осознание своей красоты у мужиков часто приводит к тому, что они начинают петушиться, как ярмарочные кочеты. Мужику нужны мозги, талант и еще кое-что…

И вот через десять лет после той студенческой работы раздается телефонный звонок, и этот помощник режиссера мне говорит: «Элочка, здравствуй!» И приглашает меня на встречу с Татьяной Михайловной Лиозновой.
«Эла, я тебе даю слово, если ты сыграешь этот эпизод, то тебя будет знать вся страна…» — «Какой эпизод?» — «Приедешь и узнаешь».
Сцену эту снял гениальный оператор Петр Катаев, у которого зрение было минус одиннадцать.
В той работе был божий промысел, Господь знал, что эти минуты будут меня вести всю жизнь.


Хорошо помню нашу первую встречу с Татьяной Михайловной Лиозновой. Перед этим я снималась в сериале «Тени исчезают в полдень», а там у меня шикарные волосы по плечи, которые заплетали в тугую косу. Татьяна Михайловна посмотрела на меня внимательно, как она умеет – как будто в душу заглянула: «Молода… Надо повзрослить, – и тут же добавила: – Пострижёмся?» Я не задумываясь выпалила: «Конечно!» Сделали короткую взрослую причёску. После фотопробы Лиознова сказала: «Завтра в девять утра съёмка». Спрашиваю: «А слова какие?» – «Слов нет».


Татьяна Михайловна вначале попросила меня поработать «на уголок камеры».
«С железякой не могу чувства играть», — взмолилась я. Именно в эту секунду открывается дверь и в павильон заходит Слава Тихонов [у актёра был единственный выходной после длительного съёмочного периода, - СВТ.].
Слава сел у камеры и когда он поднял глаза — все, я была его… Камеры, свет, операторы, Татьяна Михайловна, все перестали существовать. Был он и я. Сцена была снята одним дублем. А мне заплатили как за три съемочных дня. Как сейчас помню, это были большие деньги, шестьсот рублей. А съемки заняли час.

На следующий день звонок: «Элеонора, Слава не может без вас сниматься... Просит, чтобы ему привезли эти глаза!» [в одном из интервью она цитирует Вячеспава Тихонова: “Где артистка – с этими глазами?”, - СВТ. ]
Я тут же приехала на студию, села напротив и сопереживала Тихонову. Вот так получилась та правда.

Нельзя не сказать про гений Микаэла Таривердиева, написавшего музыку к этому фильму. Сегодня мы эту картину узнаем по первым аккордам.


Помню, приехал Микаэл Таривердиев с готовой оркестровкой. Но когда посмотрел смонтированную сцену, увидел наши крупные планы, он понял, что та оркестровка не годится. Быстро сымпровизировал вариацию на свою основную мелодию, сел за рояль и сказал: «Записывайте!» Именно эта запись звучит в фильме.”

В своих интервью Элеонора Петровна делится интересными подробностями о своих коллегах-артистах (и не только). Вот несколько особенно заинтересовавших меня фрагментов.

“...я не знала, что на первом этаже Щукинского училища – оперная студия. Пришла, декорации стоят, кто-то что-то поёт. Говорю самому представительному мужчине: «Прослушайте меня, пожалуйста». Оказалось, это знаменитый оперный певец Сергей Яковлевич Лемешев! Я-то его видела только в «Музыкальной истории» (и сразу стала его поклонницей-«лемешисткой»). А здесь он уже был в возрасте, и я его не узнала. «Хорошо, – сказал он, – идите на сцену. Послушаем». Спела «Вдоль по Питерской», он покачал головой: «Это наивно… Но из вас может получиться неплохая драматическая актриса. Может, вам надо этажом выше – там поступают в театральное». Оказалось, я просто ошиблась этажом. Поднялась на второй этаж и поступила.

///

Аккордеон действительно был уникальный. Папа заказывал его для меня из Германии, я не расставалась с ним никогда. Играла очень неплохо. Но, поступая в театральное, сделала ошибку – не сказала преподавателям, что владею инструментом. В результате он долго пролежал на складе и рассохся. Пришлось продать, а на вырученные 200 рублей мы с Людочкой [Чурсиной, - СВТ.] купили еды.

...Поначалу снимали скромную комнатку на двоих: чтобы её оплачивать, вставали в шесть утра и мыли полы в аудиториях. Голодно – мы ели только бублики, иногда печеньице, пили чай и кефир. В училище в буфете брали какой-нибудь винегрет… В это время нам помогали выживать и духовно, и материально наш худрук Леонид Моисеевич Шихматов и педагог Вера Константиновна Львова. Но всё равно жили мы весело – мечтами, надеждами!


Студенчество вспоминается счастливым и голодным временем, мы с Люсей Чурсиной ходили в булочную, воровали там рогалики. Получив стипендию, приходили, отдавали деньги и винились: «Мы украли у вас десять рогаликов…» Это все было…

///

После училища меня сразу взяли в театр Вахтангова. Репертуар вела Юлия Константиновна Борисова, я ее люблю с первого дня нашего знакомства.

Юлия Константиновна всегда была и остается очень целомудренным человеком, закрытая, «вся в себе». Глубокая и очень преданная театру. Я к ней отношусь с большим уважением, хотя было время, она заслоняла нас, более молодых. Она играла десятиклассницу, когда ей было сорок лет. А мы все были отодвинуты назад.

///

Моим любимым актером много лет был Николай Гриценко, я была просто влюблена в него, писала ему полные нежности открытки.
Помню феноменальный случай, когда у него на сцене отклеивался нос, и он его схватил и в кулису бросил. Зал встал!

У него была трагическая личная жизнь, череда жен, с которыми он разводился.
Понимаете, Господь чаще всего дарит в одном месте. Ему он подарил в профессии, а свою личную жизнь человек сам должен строить. А он не умел. Первая любовь не вернулась к нему, потому что он что-то там то ли погулял, то ли что-то другое... И так пошло все по печальному кругу [официально у Николая Олимпиевича было 2 жены, но единственный ребенок, сын, родился вне брака; это был актёр Денис Алексеевич Кмит, человек с очень трагической судьбой, - СВТ.]

Он в жизни был скуповатый, жадноватый. Даже троллейбусные билетики предъявлял на Мосфильме для оплаты, когда приезжал на троллейбусе.
Он был не очень образованный. Как-то мне сказал: «Элка, режиссер Зархи предложил мне играть Каренина в «Анне Карениной». Я не читал роман!» Когда прочитал, воскликнул: «Этот Лёва Толстой, он же гений»! Он все сам фантазировал и придумывал, но как точно.

///

У меня была всего одна встреча с Ефимом Захаровичем Копеляном, одна встреча, но какая! Несмотря на несколько совместных фильмов, мы с ним прежде никогда не пересекались, но оказались рядом на премьере «Ошибки резидента» в Доме кино. Он мне говорит: «Эллочка! Я не люблю смотреть себя на экране. А ты?» – «А я ещё не видела себя на экране». Он говорит: «Ничего – потом посмотрим. Пошли височка попьём». И пока шли эти две серии, мы сидели с ним в буфете и разговаривали. Он мне много интересного рассказывал. Причём он был явный однолюб, безумно любил свою жену и рассказывал про неё всё. Потом он пригласил меня в БДТ на свой спектакль «Луна для пасынков судьбы» Юджина О’Нила, в котором я когда-то мечтала сыграть. Я пришла. Копелян играл главного героя. А знаете, что меня больше всего поразило? То, что, на первый взгляд, он ничего не играет, а ползала с ума сходит. Потом я оказалась в его гримёрной: такой по-домашнему уютной: там стоял стол, накрытый скатертью с кистями, жёлтый абажур над столом. Справа – столик Кирилла Лаврова. Тапочки внизу… Я тогда пробовалась в «Тени исчезают в полдень». Поделилась переживаниями: «Уже пять дней со студии не звонят. Наверное, не подошла». На что Ефим Захарович уверенно воскликнул: «Ну что ты, тебя обязательно утвердят!» И его пророчество сбылось.

///

Василий Семенович Лановой, когда был помоложе, слыл нарциссом.
Помню, когда он сыграл в спектакле «Милый лжец», говорил: «Ну, как я выставляю бедро?» Знаете, где он особенно красовался? В «Антонии и Клеопатре». Костюм из лайки, белый с черным. Божественно красивый. Женщины все помирали, на гастролях на сцену просто лезли. Но он безумно дисциплинированный товарищ. Служит театру, служит рьяно, много, истово. Работает просто на износ.

Он в прекрасной форме в свои за восемьдесят лет и остается человеком жесточайшей дисциплины. Как-то были на гастролях и у одного из коллег был день рождения, мы на теплоходе праздновали часов до трех ночи.
Я в шесть утра проснулась по надобности, смотрю в окно, а Вася уже зарядку делает. Каждый божий день он начинает с гимнастики. В любом месте и при любых обстоятельствах.

Вы не представляете, какая у него была популярность в армии после выхода картины «Офицеры». Знаю, когда он входил в военкомат, перед ним военные вытягивались в струнку. А сколько он выбил квартир, телефонов, путевок и мест в больницах — счету нет. Мне лично помог получить квартиру.

Лановой очень мужественный человек. Я играла с ним в спектакле «Тринадцатый председатель», у него роль председателя. Заметила, что спектакль играл с надрывом, как никогда, после поклонов спросила его: «Вася, что происходит?» «У меня племянник утонул…» — со слезами на глазах ответил он. [этот фрагмент из материала, опубликованного летом 2020 года, когда Василий Семёнович ещё был жив, - СВТ.]

///

В 1967 году был кастинг – выбирали телеведущую, которая бы открывала запуск цветного вещания в СССР. В результате выбрали меня. Мне специально для этого мероприятия сшили платьице выше колен – тогда мини только-только входили в моду.
<…>
Самое смешное, что потом на телевидение приходили письма: «Эта актриса хочет всех советских мужчин «подкупить» своими голыми коленками!» И вот 1 октября (запуск был приурочен к 50-летию Октябрьской революции) мы с нашим великим диктором и телеведущим Игорем Кирилловым вели этот прямой эфир, причём в основном импровизировали – шпаргалок и бумажек с текстом у нас не было. Конечно, праздник был всенародный – такое событие! Французы привезли и установили свою суперновейшую аппаратуру. Ведь тогда было всего два цветных телевизора на всю страну: один с огромным плоским экраном стоял на Новом Арбате, второй – около Политехнического института. Так там в тот момент собралась вся Москва! В эфире выступали самые именитые люди, в том числе космонавты – их слава в те годы была просто «космическая». Алексей Архипович Леонов рассказывал о своём выходе в открытый космос… А потом на фуршете мы с ним разговорились. Вдруг Леонов спрашивает: «Вы где живёте?» – «На Арбате, рядом с Театром Вахтангова». – «Давайте я вас подвезу». Выходим – у него машина с открытым верхом, ЗИС-кабриолет, личный водитель. Подъезжаем к театру, и я думаю: «Господи, боже мой! Хоть бы кто-нибудь из коллег вышел посмотреть – меня везёт сам Алексей Леонов. Вот где вселенская слава, вот где почёт! Эх, проехали мимо, но так никто не вышел и пика моей славы не увидел.

///

Он  [Георгий Жжёнов, - СВТ.] меня очень поддержал во время проб в эту картину. Я же была совсем неопытная как киноактриса, от волнения зажалась. В театральном училище нам ставили голоса, учили доносить текст до зрителей через весь зал, без всяких микрофончиков. И на пробах я также начала говорить свой текст по-театральному – громко, «внятно». Режиссёр Вениамин Давыдович Дорман, видимо, хотел уже отправить меня восвояси. Вдруг Жжёнов сказал: «Веня, дай мне её на 15 минут». Прямо на Киностудии Горького мы пошли в кафешку, сели за стол: «Ну расскажи про себя что-нибудь». Я стала рассказывать… Он говорит: «Ты слышишь себя?» – «Слышу». –«А чего ты орёшь? Я тоже театральный актёр… Над тобой висит микрофон, который даже шёпот слышит. Поняла? Пошли». Один дубль сняли. «Достаточно». Жжёнов говорит Дорману: «Если эту актрису не утвердят, я на площадку не выйду». Повернулся, ушёл… Вроде сказал полусерьёзно-полушутя, а меня утвердили.

А какая личность мощная, какой актёр! Когда шли съёмки, я думала, что Георгию Степановичу лет 45, а оказалось, 58.

/Исторический калейдоскоп/













Оффлайн glasha

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 124573
  • Имя: Галина
  • Карма: 833736

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 82716
  • Имя: Лариса
  • Карма: 293094


Оффлайн аметист

  • Друг
  • Сообщений: 5715
  • Карма: 11155
Спасибо за такой интересный рассказ! :romashka05: :tulpan01: :romashka2: Прямо вот с большущим удовольствием, и, где-то даже любопытством прочитала.Здорово!


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.061 секунд. Запросов: 46.