...
На уровне российского общества.
...
Важнейшим (хотя и не единственным) фактором, определяющим культурно-цивилизационный фундамент, способствующий (или препятствующий) созданию свободного политического режима, является историческая конфессиональная принадлежность большинства населения общества.
Среди обществ с различным культурно-цивилизационным фундаментом четко выделяются две группы, в которых до настоящего времени нет ни одного примера создания успешного, устойчиво функционирующего свободного политического режима – исламские и православные восточно-славянские общества.
Среди православных восточно-славянских обществ два из них (Россия и Беларусь) имеют в настоящее время жестко авторитарные (с элементами тоталитаризма) политические режимы. Третье общество (Украина) в силу уникального сочетания индивидуальных исторических особенностей не сорвалось (по крайней мере, пока) в жесткий авторитаризм, но тем не менее и не смогло пока создать свободный политический режим. Вопрос вариантов будущего устойчивого политического режима в России, Беларуси, Украине остается открытым.
Ключевое предварительное условие создания свободного политического режима – знакомство большинства населения с правовыми основами свободного общества. Западнохристианская традиция (протестантизм, католицизм) в течение столетий прививала такие представления протестантам и католикам. Неслучайно, что наиболее устойчивые примеры свободного общества возникли в обществах с широким распространением западного христианства. Элементы права свободного общества прививают своим последователям иудаизм, буддизм, синтоизм, конфуцианство. В этих обществах также есть примеры свободных политических режимов. В православии и исламе отсутствуют правовые традиции свободного общества. Поэтому создание свободных политических режимов в таких странах сопряжено с наибольшими трудностями.
А. Илларионов