В мемуарах Станиславского есть откровенное признание. Оказывается, создавая Художественный театр, Константин Сергеевич ввел целую систему штрафов и наказывал своих подопечных за опоздание на репетицию, за посторонний разговор, за неряшливый вид или незнание роли. Преследовались флирт, сплетни и любая неряшливость.
Лет тридцать спустя, уже будучи седовласым мэтром, народным артистом СССР, Станиславский иронизировал над этой своей системой санкций. В театре, утверждал он, есть только один гарант спокойствия и порядка – увлеченность интересной игрой. На что Немирович-Данченко ему возражал: «Игра – это результат наших усилий. А что делать, если декорацию поставили небрежно или актер опоздал на репетицию по вине костюмера?». И, в самом деле, как тут поспоришь? Сменилось много эпох, но театр так и не нашел универсальное средство борьбы за дисциплину…
Худрук Театра сатиры Александр Ширвиндт часто сетует на то, что именно невысокая актерская зарплата в театре мешает полноценной работе и влияет на дисциплину:
– Невозможно собраться на репетицию! – говорит он. – Один снимается в мыле, другой – в перхоти. У одной актрисы контракт на бесконечный сериал, другая заседает в очередном жюри. Я кричу: «Да как вам не стыдно!» Но начинаются оправдания: «Извини, отец родной, я целиком душою с театром, но… развелась, сошлась, влюбилась, с квартирой накрылась, родила». Ругаюсь, но толку от этого чуть. На стороне, понятно, заработки выше. Дисциплина хромает, но выживать надо. Возможно, для худрука я слишком мягкий, но когда в труппе три четверти твоих учеников, неизбежно ко всем начинаешь относиться с отцовской нежностью.
/Театральный Петербург/