В 1965 г. Юрий Гагарин побывал на авиасалоне в Ле-Бурже во Франции, где посетил фирму Matra, производившую ракетно–космическую технику и попутно занимавшуюся выпуском автомобилей. Там первому космонавту приглянулось двухместное купе Matra–Bonnet Jet VS.
Представители компании тут же ухватились за возможность прорекламировать свой спорткар, и уже через месяц автомобиль отправили Гагарину в СССР через советское посольство, а именно Matra серо-бежевого цвета, хотя по интернету ходят фото с раскрашенным в голубой цвет автомобилем.
Правда, космонавт №1 не слишком часто пользовался столь запавшей ему в душу машиной, выбирая старую-добрую «Волгу». Это объяснимо: открыто предпочитать «подарок капиталистов» отечественной продукции было бы политически недальновидно (говорят, в ЦК КПСС сомневались, не зря ли Гагарин вообще принял такой роскошный презент). Да и в плане практичности к «Матре» были вопросы: на дачу с семьёй на купе особо не поездишь.
Тем не менее про подарок Гагарин не забывал — считается, что последний раз за руль французской машины он сел в начале марта 1968 года, то есть менее чем за месяц до гибели. После смерти Юрия Алексеевича Matra Bonnet Djet V ещё долго принадлежала его вдове и стояла где-то в Звёздном городке. Только в 1990-х автомобиль купил литовский коллекционер из Каунаса.
/World History/