Аида под фикусом.
Так называла с иронией по молодости Елену Гоголеву Вера Пашенная.Актрисы не соперничали, слишком разными были – и внешне, и по темпераменту. Но обе много лет спустя стали именоваться "великими старухами" Малого театра.Гоголева - бесподобная красавица в юности, с годами приобрела истинно царскую стать, которую сохранила до глубокой старости. В 85 лет Гоголева сломала шейку бедра. Для большинства людей ее возраста это смертельный диагноз. А она, пройдя через тяжелейшее лечение, через год снова вышла на сцену и, несмотря на постоянные боли, каждое утро по сорок минут занималась гимнастикой.Во время спектаклей большей частью актриса сидела в кресле, но на поклоны поднималась. Овации были несмолкаемые!Ровесница ХХ века, последний раз она вышла на сцену за три недели до смерти, в 93 года. Умерла Елена Николаевна 15 ноября 1993-го....
"Летом 1941 года Малый театр выехал на гастроли в Днепропетровск и Сталино (теперь Донецк). Я любила Днепропетровск, мы бывали там на гастролях довольно часто и всегда выступали очень успешно. У меня был хороший репертуар - "Варвары" и "Стакан воды". Затем труппа разделилась на две группы. Я перехала в Сталино, где мне предстояло играть "Стакан воды". В этом городе я никогда раньше не была. Приехали мы совсем к ночи 21 июня. Утром 22-го я проснулась в чудесном настроении. Стоял яркий, солнечный день. Захотелось и мне к завтраку выйти нарядной. За столом все много шутили, весело смеялись; кто бывал здесь раньше, рассказывал о великолепном приёме зрителей. И вдруг - радио. Внезапное нападение Германии. Война. Тишина за столом. Первая мысль моя - Игорь! Граница! Он там. И хоть последние письма были уже без намёков, они прямо предупреждали о чём-то важном - не верилось, не хотелось верить.
Вечером мы играли "Стакан воды". Обстановка была напряженная, но спектакль шёл. Я держалась. В театре аншлаг. Мы играли в летнем театре городского парка. Однако слухи о бомбёжке Киева настораживали. Кто был свободен - не отрывался от чёрного репродуктора, а мы, играющие, всё же невольно прислушивались и исподтишка посматривали на небо. Не помню точно, сколько мы сыграли спектаклей - кажется, с утренником три. На утреннем спектакле кому-то послышался бомбовый удар. Наташе Белевцевой стало плохо. Вечером спектакль отменили. Из Днепропетровска должно было прийти указание, что делать. Наконец местные власти посоветовали складывать вещи и ждать транспорта на вокзал. А вокзал тогда в Сталино находился далеко от города и надо было ехать трамваем минут сорок. Мы сидели на чемоданах около трамвайных путей. Некоторые старались шутить: вот, мол, последний акт из "Любови Яровой". Да, похоже. Но не было паники. Сидели молча, сосредоточенно глядя в ту сторону, откуда появится трамвай. Когда мы в него садились, как ехали - не помню, не помню и погрузку в поезд и дорогу до Москвы. Мысли мои занимал только Игорь. А вот приезд в Москву помню. Радостные крики встречающих родных, слёзы, объятия и Семён Исаакович размахивающий каким-то листком и кричащий: "Жив! Жив! Игорь Жив!"
Елена Николаевна Гоголева "На сцене и в жизни".
Журнал "Культурная Столица "