Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Участники дома 2 советуют Колесникову прислуживать Татьяне Владимировне (Дом 2 слухи) от Чулпан Чумоданова 2. Дом-2 НОВОСТИ 04.06.2020 (Дом 2 слухи) от Чулпан Чумоданова 3. Про воспитание детей (Колючие разговоры обо всём) от Rubi 4. Собянину выдали "чёрную метку": Делягин растолковал проверку указов мэра Москвы (Важные новости, события и политика) от Дюдюка 5. Соловьев в прямом эфире "уволил" соведущую, которая его обидела (Важные новости, события и политика) от Paragon 6. Россию будут делать крайней за американский бунт (Важные новости, события и политика) от Марин

Око за око или другую щёку?  (Прочитано 7385 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн собака-кусака

  • Редактор
  • Герой
  • Сообщений: 148077
  • Имя: Наталья
  • Карма: 1328950
12
Закон Талиона нас всех оставит слепыми (Мартин Лютер Кинг).

Талио́н (лат. tālĭo, от talis — такой же) — категория юриспруденции и морали, также известная как равное (симметричное) возмездие. Принцип назначения уголовного наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна точно, буквально соответствовать вреду, причинённому вследствие совершения преступления («око за око, зуб за зуб»).

Виды и предназначение   

По способу возмездия выделяют материальный талион, когда причинённое зло в точности воспроизводится наказанием (например, нанёсшему телесное повреждение отплачивается таким же), и символический, в котором равенство проступка и наказания проводится в идее.

Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестаёт соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших.

Талион является грубым выражением справедливости, доступным и понятным уже первобытному человеку.

Lex taliōnis буквально означает «Закон равного [возмездия]».

Талион в истории права   
Править
Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.

До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был вправе совершить такое же преступление с женой виновного.

В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя.

Самыми ранними письменными отображениями принципа талиона являются законы месопотамских царей, например, свод законов Хаммурапи («Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, а дом, который он построил, рухнул и убил хозяина, то этот строитель должен быть казнен. Если он убил сына хозяина, то должны убить сына этого строителя») или законодательство Липит-Иштара.

Весьма полно выражена была идея талиона в еврейском праве («око за око, зуб за зуб»), в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах.

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечёт руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнём жгут.

Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 года предписывалось за богохуление прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу — отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах.

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание кары лишение свободы.

Идея возмездия (без строгого следования правилу талиона) и в настоящее время служит исходным началом уголовного наказания.

Талион в религиозных и философских учениях   

Принцип талиона в иудаизме   
Править
В древних иудейских законах роль принципа талиона весьма велика. Ветхий Завет содержит одну из древнейших известных формулировок этого принципа — «око за око», которая является цитатой из Книги Исхода (21:23-27), повторённая также в Левите (24:20).

Комментарий Сончино:

Принцип «мера за меру» в его буквальном понимании использовался народами древнего мира, а в некоторых странах применяется до сих пор. В Торе этот принцип применяется только в случае совершения убийства (см. Бемидбар, 35:31: «И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан»). Из следующих стихов Торы очевидно, что всем физическим повреждениям, нанесенным одним человеком другому, — при условии, что они не приводят к смертельному исходу, — должно быть найдено денежное выражение, и нанесший повреждение должен компенсировать их. Таким образом, выражение Торы «глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» следует понимать как требование возместить пострадавшему нанесенный ущерб, заплатив штраф в том размере, который судьи определят как стоимость потери здоровья, трудоспособности и т. п. (см. стих 19).

Принцип талиона в христианстве   
Править
Узнать больше
Этот раздел не завершён.
Ещё до пришествия Иисуса Христа принцип справедливости в ветхозаветном обществе способствовал формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики», если быть точнее — в его первоначальной отрицательной формуле: «не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой». С пришествием Иисуса Христа и обретением Нового Завета, стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианин призван останавливать зло на себе.

На христианскую интерпретацию принципа талиона оказала огромное влияние цитата из книги Левит (19:18, см. выше) во время Нагорной проповеди Иисуса Христа. В той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», Иисус призывает своих последователей «подставлять другую щеку», когда они сталкиваются с насилием:

Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую

— Матфей, 5:38-39
Христианские толкователи, например святитель Иоанн Златоуст, обращали внимание на то, что и кажущаяся жестокость ветхозаветной заповеди на самом деле является человеколюбием.
Законодатель предписал — око за око не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но чтобы удерживали руки свои от обид; ведь угроза, заставляющая страшиться наказания, обуздывает стремление к делам преступным.

— Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Матфея, XVIII.1
Эта заповедь была дана применительно к нравственному состоянию ветхозаветных людей, склонных к насилию. Вместе с тем свт. Иоанн считает, что кара по принципу талиона уже является смягчённой по отношению к преступнику.

Принцип талиона в исламе   
Править
Принцип талиона весьма развит в шариате, согласно которому воровство в ряде случаев карается отрубанием руки, однако он ограничен идеями исламского милосердия:

Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и помирится, тому награда будет от Аллаха.

— Коран, 42:40

В реалиях Российской Федерации была предпринята попытка применить этот принцип на практике в Чеченской Республики Ичкерия. Когда в России был принят новый уголовный кодекс, в этой республике, не подчинявшейся тогда российскому законодательству, был принят свой Уголовный кодекс, положения которого были скопированы[3] с Уголовного кодекса Судана.
Так, непосредственно занимавшийся этим вопросом И.И. Киселёв в интервью «Российской газете» отмечал следующее[4] по поводу попытки законодательного закрепления принципа талиона в самопровозглашенной Чеченской Республике Ичкерия:
Отдельная тема — законы Чеченской Республики Ичкерия. Остановлюсь лишь на одном из них, но принципиально важном — Уголовном кодексе, который утвержден указом Масхадова в августе 1996 года. В подавляющем числе своих положений кодекс противоречит даже объявленной Конституции Ичкерии. По этому документу в качестве наказания применяется смертная казнь путём отсечения головы, забивания камнями либо таким же путём, каким преступник лишил жизни свою жертву. Другое варварское наказание — бичевание. Наряду с этим кодексом также предусмотрен принцип «воздаяния равным», или известный доправовой вандализм «око за око, зуб за зуб». Перечень частей тела и тех ранений, за которые назначается наказание в виде воздаяния равным, в кодексе тоже детально прописан. К примеру, у виновного выкалывается зрячий глаз, если он выбил глаз жертве, отсекается рука у осужденного, если у потерпевшего отрезана рука в суставе, и т. д. Правом на варварское наказание наделяется прежде всего жертва преступления, но затем оно переходит к близким родственникам. Действовавший кодекс Ичкерии юридически закрепил и право на существование обычаев кровной мести.
В среде современных чеченцев отмечаются случаи примирения семей при условии, что убийца понесёт достойное наказание по законодательству Российской Федерации.

Что думаете? Не замахнуться ли на Талион?



Оффлайн Кысь.

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 11113
  • Карма: 38923
Говоря вашими словами...Нидайбох!... :xixixi:

Онлайн собака-кусака

  • Редактор
  • Герой
  • Сообщений: 148077
  • Имя: Наталья
  • Карма: 1328950
Тонкий  дветысячилетний налёт цивилизации с человека очень быстро слетает. И противостоять этому пытается только одна религия. Нет, две. Ещё буддизм на карму опирается. Но там принципы вообще другие.

Онлайн собака-кусака

  • Редактор
  • Герой
  • Сообщений: 148077
  • Имя: Наталья
  • Карма: 1328950
Говоря вашими словами...Нидайбох!... :xixixi:
Я часто стала слышать и читать про адекватный (иногда и асимметричный) ответ. Потому и затеяла эту нудную тему.

Обратили внимание, что насильственные действия сексуального характера в эту систему ценностей нигде не вписываются? Это оооочень показательно.

Онлайн Rubi

  • Герой
  • Сообщений: 64482
  • Карма: 194540
я думала тут продолжение банкета,а тут прям варварство какое то :xixixi:

Оффлайн МарисолькА

  • Друг
  • Сообщений: 3791
  • Имя: Марья;)
  • Карма: 12636
Тонкий  дветысячилетний налёт цивилизации с человека очень быстро слетает. И противостоять этому пытается только одна религия. Нет, две. Ещё буддизм на карму опирается. Но там принципы вообще другие.
Смотря какой буддизм, там много разных ответвлений и учений с помощью которых умело манипулируют.
Любая религия это средство для управления толпой. Правда буддизм более продуманный, он даёт ответы на все вопросы, в отличии от ислама и православия и его каноны актуалены до сих пор, а не так как в православии, сейчас все меняется, время изменилось и в религии тоже что-то поменялось под гнетом времени

Онлайн собака-кусака

  • Редактор
  • Герой
  • Сообщений: 148077
  • Имя: Наталья
  • Карма: 1328950
я думала тут продолжение банкета,а тут прям варварство какое то :xixixi:
Кто про что, а вшивый про баню (нар. мудр.)

Онлайн собака-кусака

  • Редактор
  • Герой
  • Сообщений: 148077
  • Имя: Наталья
  • Карма: 1328950
Смотря какой буддизм, там много разных ответвлений и учений с помощью которых умело манипулируют.
Любая религия это средство для управления толпой. Правда буддизм более продуманный, он даёт ответы на все вопросы, в отличии от ислама и православия и его каноны актуалены до сих пор, а не так как в православии, сейчас все меняется, время изменилось и в религии тоже что-то поменялось под гнетом времени
Мне нравится буддизм. Как принцип.
Но речь о выборе: баш на баш или? Узбогоит ли вынутый у обидчика глазик одноглазую жертву, удовлетворит ли морально?

Онлайн Rubi

  • Герой
  • Сообщений: 64482
  • Карма: 194540
Кто про что, а вшивый про баню (нар. мудр.)
посмотрим)))

Оффлайн Lelya26

  • Герой
  • Сообщений: 9324
  • Имя: Елена
  • Карма: 75877
Око за око всегда. Вторую щеку никогда. Родные исключение.

Онлайн собака-кусака

  • Редактор
  • Герой
  • Сообщений: 148077
  • Имя: Наталья
  • Карма: 1328950
Око за око всегда. Вторую щеку никогда. Родные исключение.
А на уровне социума если?

Оффлайн Кысь.

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 11113
  • Карма: 38923
Я часто стала слышать и читать про адекватный (иногда и асимметричный) ответ.
Когда я слышу подобное, сразу представляю себе жуткую лавину в горах, принёсшую много-много горя...А начиналась она всего навсего с падения малюсенького камешка...  O:-) :flower3:

Оффлайн Lelya26

  • Герой
  • Сообщений: 9324
  • Имя: Елена
  • Карма: 75877
А на уровне социума если?
А на уровне социума- как хорошо, что не все такие, как я  :xixixi: Я, кстати, всегда фору даю, так сказать,терплю до последнего)

Онлайн собака-кусака

  • Редактор
  • Герой
  • Сообщений: 148077
  • Имя: Наталья
  • Карма: 1328950
Когда я слышу подобное, сразу представляю себе жуткую лавину в горах, принёсшую много-много горя...А начиналась она всего навсего с падения малюсенького камешка...  O:-) :flower3:
Не далее как рядом на плитке тема есть.
У меня ум пытливо-несуразный, навеяло вот.

Онлайн собака-кусака

  • Редактор
  • Герой
  • Сообщений: 148077
  • Имя: Наталья
  • Карма: 1328950
А на уровне социума- как хорошо, что не все такие, как я  :xixixi: Я, кстати, всегда фору даю, так сказать,терплю до последнего)
Забыла спросить: моральное удовлетворение от этого получаешь?


Теги: закон Религии 
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:



Размер занимаемой памяти: 6 мегабайт.
Страница сгенерирована за 0.138 секунд. Запросов: 59.