Охотничья романтика графа Муравьева
В истории русской живописи немало полотен, изображающих охоту как барскую забаву или крестьянский промысел с множеством охотников, ружей,сворами охотничьих собак и непременной добычей. Некоторым современникам такие картины нравились, поскольку вызывали ностальгические воспоминания об охоте. Других, наоборот, отталкивали безграничной жестокостью по отношению к живой природе. Однако охота — это не только способ добывания пищи. Это еще и единоборство. Чтобы быть настоящим охотником, нужно уметь слушать лес, распознавать следы животных, знать их повадки. Конечная цель — ничто по сравнению с этим единоборством. В выслеживании дичи скрыта особая охотничья романтика. А отстрел — уже суровая проза жизни. Художник Владимир Леонидович Муравьев (1861—1940) был именно романтиком. Возможно, он — единственный русский художник, которому удалось опоэтизировать охоту, привлечь к ней внимание широкой публики.
Владимир Леонидович Муравьев был сыном герольдмейстера Леонида Михайловича Муравьева и внуком графа Михаила Николаевича Муравьева, гродненского, минского и виленского генерал-губернатора (1863—1865), получившего свой титул за подавление восстания в Польше, фигуры вызывавшей крайне полярное отношение к себе в обществе (в либеральных и народнических кругах его называли «Муравьёвым-вешателем» или «Муравьёвым-палачом», в патриотических он был почитаем как гениальный государственник). Владимир Муравьев с детства привык ни в чем себе не отказывать. Бросив Пажеский корпус в 1881 году, он определился вольноприходящим учеником в пейзажный класс уже больного к тому времени Михаила Клодта в петербургской Академии художеств. Муравьев был вынужден самостоятельно искать себе учителей, и помимо Академии посещал сеансы пейзажиста К. Я. Крыжицкого, на которых тот охотно делился опытом со всеми желающими.
Повеса и гуляка, завсегдатай светских балов, он жил на широкую ногу - происхождение и деньги это позволяли. Искусство для него было лишь развлечением. В 1883 году, будучи еще неизвестным, не вполне сформировавшимся художником, В. Муравьев женился на Вере Федоровне Комиссаржевской, в будущем знаменитой актрисе. Среди нескольких претендентов, девятнадцатилетняя Вера остановила свой выбор на самом блестящем кандидате. Граф Владимир Муравьев был красив, обаятелен и талантлив.
Супружеская жизнь у Муравьева не сложилась. Он полагал, что его жена — обычная женщина, склонная к ведению домашнего хозяйств. Она же хотела принимать участие в его становлении как художника, стать его другом и помощницей. Хотела жить его интересами, сопровождать его на этюды, но он полагал, что в искусстве, как и в охоте, женщине не место. Однажды Владимир заявил ей в сердцах: «Да что ты понимаешь в искусстве? Наводи красоту в гостиной, занимайся своими туалетами – что тебе еще?» Жена упрекала его в пристрастии к гулянкам, в том, что он не в состоянии отдать жизнь искусству и способен променять творчество на карты и развлечения. А он упрямо не хотел менять свои привычки. Казалось, что лёгкий образ жизни Муравьева, растрачивание состояния в ресторанах в большей степени способствовали его вдохновению, чем счастливая супружеская жизнь. Такой брак, основанный на непонимании, не мог длиться долго. Спустя два года Муравьев изменил жене. В разгар очередной ссоры в гости приехала сестра Надежда – и однажды Вера, неожиданно войдя в гостиную, застала ее в объятиях своего мужа... Это окончательно перечеркнуло пылкую и страстную в прошлом любовь начинающего художника и блестящей, талантливой женщины.
Для Веры это было страшным ударом. Она была настолько потрясена предательством мужа и сестры, что после неудачной попытки отравиться оказалась в психиатрической клинике. Своеобразным итогом расставания с Верой Федоровной стала первая картина Муравьева на выставке. Но и новый брак Муравьева продержался только пять лет и распался в 1890 году. В браке родился ребёнок.
Высокомерное поведение, его крайняя жесткость по отношению к обеим супругам привели к тому, что Вера Комиссаржевская воспоминала о своем бывшем муже только в резко негативном тоне, однако факт остается фактом: граф Муравьев — «отъявленный негодяй» в жизни и художник необыкновенно чистой души в своих картинах — вот два полюса его натуры. Своеобразным итогом неудачной семейной жизни стала первая картина В. Муравьева, показанная на выставке в 1885 году. А год спустя в жизни художника появился новый кумир — Юлий Юльевич Клевер. Выгнанный из Академии художеств, Клевер сумел добиться признания в кругах петербургской знати благодаря новым сюжетам и виртуозной технике исполнения лесных закатов и зимней природы. Слава Клевера была столь велика, что Муравьев старался подражать маэстро во всем, даже в способе работы над картинами. Известно, что Клевер во время сеанса ставил на столик бутылку коньяка, клал на блюдечко моченую клюкву и бруснику, приговаривая: «Не надо пьянствовать, а маленький глоток хорошего вина бодрит». И в мастерской Муравьева на специальном столике всегда были рюмка, бутылка вина и бутерброд. Время от времени он отходил к столику, делал несколько глотков для вдохновения и вновь брался за кисть. Клевер мог в присутствии заказчика написать целую картину. Муравьев стремился к такому же профессионализму, и никакие житейские невзгоды не могли ему помешать. Клевер тиражировал излюбленный мотив яркого заката в зимней лесной глуши. И на картинах Муравьева - все те же пылающие закаты. Круг почитателей у Клевера и у Муравьева был примерно одинаков — их картины покупали особы царской фамилии и их приближенные.
Искусство Муравьева не знало ни взлетов, ни падений. Он был вне моды и художественных течений: как и Клевер, он всегда писал картины в мастерской, часто по памяти. Модное увлечение пленэром не коснулось его. Композиции его картин обычно сценичны, что соответствовало академической традиции. Сюжеты не отличались разнообразием: сценки, иллюстрирующие охоту и повадки животных дополнялись эффектными романтическими закатами и восходами солнца, реже — лунным освещением. Изредка художника интересовали переменчивые состояния природы, вроде наступления грозы. Пейзажи Муравьева предназначались для искушенного в охоте зрителя. Все нюансы каждого вида охоты невозможно изобразить в одной картине, поэтому художник сосредотачивался на поэтической стороне темы, полагая, что знатоки охоты без труда вспомнят свои реальные впечатления. В самом деле, как, например, проиллюстрировать тягу вальдшнепов? Известно, что самец-вальдшнеп взлетает над деревьями перед рассветом и начинает «тянуть», то есть издавать крик. Самка, находящаяся на земле, отвечает ему, после чего самец устремляется к ней. Отстреливать можно только летящего самца. «Тяга вальдшнепов» Муравьева— это поэтический пейзаж с березами, болотом и блеском солнца на воле.
Или же как изобразить в живописи охоту на глухарей? Когда глухари токуют, они не слышат ничего вокруг себя. И только в эти мгновения, не более трех-пяти секунд, можно приближаться к глухариному токовищу. Поиск глухарей может длиться достаточно долго, и только бесконечным терпением можно достичь результата. Увидеть поющего глухаря — мечта любого охотника. Вглядевшись в дореволюционные открытки — репродукции с картин художника — и поняв азы охоты, вы невольно заряжаетесь романтикой охоты, о которой ранее не догадывались. Иногда на полотна Владимира Муравьева все же попадал стреляющий охотник, но главное место отводилось не ему, а его жертвам. Можно невольно посочувствовать судьбе русака, выскочившего прямо под дуло ружья охотника, или же тетеревам, к которым он сумел подобраться так близко, что в следующий миг непременно выстрелит в них.
Но «жестокие» сцены охоты у Муравьева скорее исключение, чем правило. Для него важнее предвкушение охотничьего трофея, любование жизнью животных и даже сопереживание им. С нескрываемым восторгом Муравьев вновь и вновь изображал тетеревиный ток. В отличие от Клевера, Муравьев не стремился к художественным званиям и наградам. В его сознании титул графа перевешивал все другие возможные почести, которые существовали в России в то время для художника. С неизменным постоянством он подписывал свои картины: «Граф Муравьев». Со временем он выработал свой собственный живописный почерк: сначала писал маслом, а к началу XX века перешел на смешанную технику, часто используя гуашь. Его картины легко узнаваемы благодаря сюжетам, а также своеобразной фактуре. Стволы и ветки деревьев часто процарапывались пером либо рельефно выделялись красками. Для изображения заснеженных полян применялся широкий мазок. Подобное сочетание определяло естественность впечатления, благодаря которому и сегодня старые открытки, по которым, главным образом, известно творчество художника, смотрятся и пользуются неизменным успехом у филокартистов.
С другой стороны, многие открытки, воспроизводящие картины Муравьева, достаточно редки и объективно высоко оцениваются. Это объясняется тем, что большая их часть была выпущена перед Первой мировой войной в Лодзи (издание А. Островского) и в Нюрнберге (издательство TSN). С началом военных действий связь этих городов с Россией прекратилась и некоторые открытки так и не попали в Россию. Муравьева считали самоучкой. Хотя он состоял членом Санкт-Петербургского общества художников и Общества русских акварелистов. Принимал активное участие в академических выставках, а в 1893 году был удостоен персональной выставки. Слишком узким был круг почитателей его искусства, слишком далек он был от современной ему пейзажной живописи, и от бурной выставочной деятельности. Его искусство было предназначено для избранных, его практически не знали критики. Он создал свой собственный мир художественных образов, и таких художников было не так уж много в России. Его предприимчивость ограничивалась богемной жизнью. Клевер мог подготавливать общественное мнение, приглашать журналистов на свои выставки и чуть ли не диктовать хвалебные статьи о своих картинах в ведущие газеты. Муравьев не был способен постоянно привлекать к себе публику. Поэтому его творчество сравнительно редко освещалось в прессе.
После революции 1917 года жизнь и творчество Муравьева не закончились. Он не эмигрировал за границу, как многие другие, современные ему русские художники. Он не увлекся и социалистическим реализмом. Он жил, писал излюбленные им тетеревиные и глухариные тока, подписывался просто «Муравьев», хотя его искусство советского времени гораздо менее известно, чем дореволюционное. Лихолетье Гражданской войны забросило его в Ростов-на-Дону, где Климент Ворошилов, сам страстный охотник, устроил его художником в красноармейскую военную часть.
Графское происхождение нисколько не мешало устройству художника в новой жизни: Муравьев представлялся не внуком укротителя Польши, а потомком знаменитого декабриста, что было правдой - Александр Николаевич Муравьёв (1792—1864), один из основателей декабристского движения, был его двоюродным дедом. Но в условиях построения социалистического общества художник с каждым годом все больше и больше чувствовал свою ненужность. Богатых заказчиков больше не было, а рабочим и крестьянам нужны были символы светлого будущего. Среди коллег-живописцев, известных до революции и вставших под знамена нового искусства, у Муравьева не было друзей и знакомых, которые могли бы похлопотать за «певца охоты» перед революционным начальством. Кто знает, может быть, его несложные охотничьи пейзажи могли бы понравиться советским вождям, которые, как известно, любили поохотиться.
В 1922 году он работал в Драматическом театре, однако из-за невостребованности и отсутствия перспектив он постепенно опустился, начал пить, и вынужден был сбывать свои изящные «охоты» по бросовым ценам на ростовском базаре. Всеми забытый, он умер в 1940 году. Можно упорно отказывать художнику в профессионализме, называть зверей с его картин застывшими скульптурами. Можно до бесконечности обвинять Муравьева в распутном образе жизни и полностью оправдывать его жен. Можно без конца подчеркивать тот факт, что Муравьев так и не был удостоен художественных званий. Единственное, что остается непреложной истиной, — картины Муравьева всегда наполнены восторженным чувством искренней любви к родной природе. Может быть, именно поэтому открытки с репродукциями его картин пользуются неизменным успехом у филокартистов.
Елена Шатрова
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2019/03/29/41b0d.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2019/03/29/c2e4d.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2019/03/29/a7e0e.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2019/03/29/299d3.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2019/03/29/c7c99.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2019/03/29/7b745.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2019/03/29/e4b96.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2019/03/29/ab0fc.jpg)