История одной картины. Айвазовский "На смерть Александра |||"
В Феодосии, в «Особой кладовой» картинной галереи хранится уникальная мистическая картина Айвазовского «На смерть Александра III». Это полотно не выставлялось более ста лет со дня написания. Скрыть эту работу от публики решил сам художник…
Известие о смерти императора шокировало Айвазовского, ведь он знал его лично. Решение взять холст и тут же откликнуться на горестное событие посредством некоего сюжета, который пока ещё и не оформился в воображении, возникло мгновенно. Ясно было одно – предстояло создать особенную картину, а главное, на ней жизнь должна торжествовать над смертью. Но что-то пошло не так. На холсте рождалось что-то совсем иное. Когда работа была завершена, Айвазовский окинул взглядом свой труд и ужаснулся. Его взору предстало нечто мрачное, зловещее да ещё эти необъяснимые метаморфозы с фигурой…
Большой холст (249×164) как будто искусственно разбит на фрагменты, мистические образы вписаны в реальные пейзажи: сияющий на тёмном небосводе крест, силуэт императора, очертания Петропавловской крепости, Нева, сквозь воды которой видна другая река с гораздо более медленным течением, напоминающая реку Стикс, и, наконец, центральная фигура – скорбящая женщина в трауре (вдовствующая императрица). Всё должно было смотреться торжественно, возвышенно-трагично и достойно. Но получилось пугающе, страшно и беспросветно. Детали картины оказались не ясны, они угадывались сквозь смутный туман клубящихся облаков. Размытый силуэт императора был пугающим. А ещё почти явно на полотне просматривались...призраки! Айвазовский был потрясён.
Позже (спустя целое столетие), когда картину извлекли из «Особой кладовой» для демонстрации на «Выставке одной картины», очевидцы говорили, что за те несколько минут, что они находились в непосредственной близости с полотном, они испытали ужасное давящее чувство, ощущение присутствия чего-то тёмного и непонятного, а оттого – страшного. Особенно пугало то, что Айвазовскому – истинному виртуозу света удалось так изобразить фигуру вдовы, что стоило взглянуть на неё под другим углом (изменить ракурс), как на её месте вдруг просматривался… усатый смеющийся мужчина. Это было так явно, что становилось сильно не по себе.
Этот факт – не выдумка экзальтированных зрителей, его подтверждают и сотрудники галереи им. Айвазовского. Они отмечают, что действительно при взгляде на картину с одной точки видна скорбная фигура Марии Фёдоровны, а, немного переместившись в сторону, т. е. поменяв ракурс, человек видит усатого мужчину со зловещей ухмылкой. Кое-кто сумел увидеть в нём сходство с террористом, покушавшемся на Александра III. Другие уверяли, что лицо напоминает престолонаследника Николая II. Вот такие метаморфозы…
Впрочем, были и такие, которые не видели никаких таких превращений. А видения других объясняли, во-первых, атмосферой зала, которую постарались создать работники музея для показа таинственной картины, а во-вторых, готовностью зрителей увидеть то, что они ожидают, – нечто мистическое и ужасное. Это и видят…
Странно, что ни разу не проводилось искусствоведческое исследование легендарной и не засвеченной картины Айвазовского. Она никогда не вывозилась на выставки, с неё не писали копий. Современники знаменитого мариниста не видели её. Есть сведения, что художник сам наложил запрет на её показ. То ли был напуган тем, что у него получилось, то ли счёл картину неудавшейся. Найти качественную фотографию этой работы Айвазовского в интернете невозможно. Да т есть ли она в каталогах. Одним словом, тумана напущено много.
Так или иначе, но впервые картина предстала пред взорами любителей живописи только в начале 2000-х годов. Но по каким-то причинам «Выставку одной картины» быстро закрыли. Остались лишь разрозненные отклики о ней тех, кому повезло попасть на экспозицию. Или не повезло, т. к. отзывы эти в большинстве своём создают довольно гнетущее впечатление. Что-то многовато в них слов «жутко», «мрачно», «страшно», «лучше бы не ходил»…
Выходит, не зря великий художник наказывал скрывать полотно.
М. Ерохина