"Дамы в течение месяцев ждут своей очереди, чтобы попасть в ателье Винтерхальтера и Дюбюфа. Они записываются, они имеют свои порядковые номера и ждут - одна год, другая восемнадцать месяцев, третья два года. Наиболее титулованные имеют преимущества. Все дамы мечтают иметь в своем будуаре портрет, написанный Винтерхальтером или Дюбюфом".
Так весьма едко констатировал А. Дюма в 1859 году в своих записках. Что ж, а ведь тогда еще не было фотографий и фотоаппаратов, потому талантливые художники пользовались весьма и весьма неплохим спросом и особенно те, кто был допущен к написанию портретов высшей знати.
Кто только не позировал Винтерхальтеру: супруга Наполеона III императрица Евгения, придворные дамы парижского двора, российские императрицы Александра Федоровна, Мария Александровна, великие княгини Мария Николаевна и Елена Павловна, прекрасные представительницы княжеских и графских родов Шуваловых, Бобринских, Юсуповых, Радзивилл, Мусиных-Пушкиных.
Имя этого немецкого художника, к сожалению, сейчас известно малому кругу людей, несмотря на то, что в Эрмитаже хранится много его интересных работ.
Франц Ксавьер Винтерхальтер (Franz Xaver Winterhalter 1805–1873) - немецкий живописец-портретист. Он был придворным художником французского императора Наполеона III, короля Луи-Филиппа. Одной из характерных особенностей развития французского портрета середины XIX века было формирование именно в эти годы салонной манеры изображения.
Особо удавались живописцу женские портреты. Как никто другой он умел передать блеск драгоценностей, фактуру дорогих тканей, тончайшую паутину кружев, изящество женских причесок, не забывая при этом подчеркнуть красоту модели.
Франц Винтерхальтер родился в маленькой деревушке Mensenschwad в Германии. Он изучал живопись в академии Монако. В 1835 году, после того, как он нарисовал портрет Леопольда Бадена, Винтерхальтер был назначен его главным живописцем. Это было началом его карьеры. Все королевские семьи Англии, Франции, и Бельгии стали заказывать у него свои портреты. При Наполеоне III, Винтерхальтер стал главным портретистом императорской семьи и суда Франции.
Прошедший академическую школу, Винтерхальтер охотно отступал от "высокого стиля", обращаясь, то к английским портретистам XVIII столетия, то к французскому рококо. Последняя тенденция заметна в групповом портрете "Императрица Евгения в окружении придворных дам" (1855, Компьен, Музей дворца). Одетые в голубые, сиреневые, розовые платья, украшенные цветами и лентами, дамы эффектно размещены на большом холсте. За ними простирается парк с декоративной вазой. Эта картина Винтерхальтера наводит на мысли о цветнике, за которым день и ночь заботливо ухаживают садовники. И в самом деле, хрупкие женщины с осиными талиями и бледными лицами напоминают экзотические цветы. Но беспомощность обманчива, эти дамы закалены в придворных интригах. Их хрупкость и нарочитая изнеженность - лишь дань моде, законодательницами которой они и являются.
Но как далеко полотну Винтерхальтера до "галантных празднеств" XVIII века! Легкое кокетство, естественность, полунамек сменились надуманным жеманством, нарочито красивыми позами; тончайшие цветовые переходы - условной аранжировкой тонов; легкость, непринужденность мазка - педантичной жесткостью фактуры, "зализанностью" живописной поверхности.
Хранящиеся в Государственном Эрмитаже портреты С. П. Нарышкиной и О. Э Шуваловой (оба написаны в Париже в 1858 г.) дают представление об однофигурных портретах Винтерхальтера.
Ольга Эсперовна Шувалова (1838-1869), урожденная княжна Белосельская-Белозерская - жена Петра Андреевича Шувалова, генерал-адъютанта, шефа корпуса жандармов. Хрупкая фигура Шуваловой буквально "утопает" в каскаде пышных складок изысканного платья. Несмотря на то, что художник не ставил перед собой задачу раскрыть характер модели или передать ее душевное состояние, в строгих чертах задумчивого лица Шуваловой угадываются ум, скромность и сдержанность представительницы одного из древнейших родов России.
Софья Петровна Нарышкина (1823-1877), жена камергера Константина Павловича Нарышкина, изображена в эффектном повороте, акцентирующем плавную линию обнаженного плеча. Изящный жест холеных рук, смелое сочетание темно-бордовых и лимонно-желтых тонов одежды придают облику модели претенциозную элегантность.
Варвара Дмитриевна Римская-Корсакова, ставшая прототипом одной из героинь романа Льва Толстого "Анна Каренина", была звездой высшего света Москвы и Санкт-Петербурга. Надменный и капризный Париж склонялся в восхищении перед красотой той, кого называли "Венерой из Тартара". Она затмевала саму французскую императрицу Евгению, чем вызвала большое недовольство последней. Смелые наряды Римской-Корсаковой часто становились причиной скандалов (однажды её даже вывели из бальной залы за чересчур прозрачное платье). Об остроумии этой женщины ходили легенды, а её ноги поклонники считали "прекраснейшими в Европе".
Франц Винтерхальтер писал русскую красавицу дважды. Один портрет висит в пензенском музее, второй занял почётное место в парижском музее Орсе. И, кажется, художник сам был не равнодушен к этой великолепной светской львице. На его картинах Римская-Корсакова не просто красива, она ослепительно прекрасна.
Художник обыгрывает нарядные туалеты, иллюзорно передает фактуру атласа, бархата, меха. Он умело вписывает сидящие в грациозных позах фигуры в прямоугольный или овальный формат холста. Он сглаживает дефекты лиц, подчиняя их модному канону.
Прежде чем попасть в особняк той или иной именитой заказчицы, их портреты экспонировались в Салоне, и за ними прочно закрепилось название салонных. Причем очень скоро это наименование уже перестало отвечать своему первоначальному значению. Портреты могли и не экспонироваться на выставках, они могли сразу же стать украшением частных отелей, квартир, могли оставаться в мастерских художников. Все равно это были салонные портреты, отвечавшие эстетическим запросам высших кругов французского буржуазного общества.
Среди многих поклонников художника была также и королева Виктория. В 1842 Винтерхальтер посетил Англию, и потом возвращался туда еще несколько раз, чтобы написать Викторию, Альберта и их большую семью. Его кисти принадлежит более 120 портретов этих царственных особ. Винтерхальтер также рисовал портреты аристократии Англии, главным образом это были члены суда. Российские аристократы, бывавшие в Париже также любили заказывать свои портреты у этого замечательного художника.
Но несмотря на свою популярность, Франц Ксавье редко получал высокие похвалы за свою работу от серьезных критиков. Однако в наши дни его работы поистине бесценны, т.к. передают стиль эпохи и радуют глаз красотой. Однко, Франц Винтерхальтер никогда не был в России и почти все его портреты великосветских русских дам написаны им в Париже. Портреты эти рассеяны сегодня по музеям всего мира и частью, к сожалению, утрачены.
Маргарита Ерохина
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2018/08/22/13d47.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2018/08/23/d8b3b.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2018/08/23/6bac9.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2018/08/23/55602.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2018/08/23/ffcc1.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2018/08/23/316b9.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2018/08/23/c3f02.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2018/08/23/779e6.jpg)
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2018/08/23/ac57f.jpg)