Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Вот какой Алена Водонаева была до "Дома-2". Ретрофото (Дом 2 слухи) от irinka5 2. История песни «Аллилуйя» Леонарда Коэна (Музыка и новости шоу-бизнеса) от germania 3. Саша Чepнo подралась с соперницей из-за Йоси (Дом 2 слухи) от irinka5 4. Ясень, с девятилетием! (Праздники и поздравления) от irinka5 5. «Чулок до ушей натянула?» Вика Салибекова в платье в облипку выставила беременны (Дом 2 слухи) от irinka5 6. Не только куличами красна Пасха (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от germania
7. Вот скажи мне, зачем ты пригласил свою мать? (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от germania 8. В Сети появилось первое фото Алены Рапунцель с новорожденной дочерью (Дом 2 слухи) от Пуся-Вера 9. Максим Зарахович устал от отношений с Элиной Рахимовой (Дом 2 слухи) от glasha 10. Стало известно, за что Масляков выгнал Гарика Харламова из КВН (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Zvezda 11. Теперь у Карякиной лучшие друзья- Ермачиха и Холявин. (Дом 2 новости) от glasha 12. Деффчонки и мальчишки! Поболтаем обо всём! (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Zvezda

Как Илья Кабаков примиряет нас с советским прошлым...  (Прочитано 863 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн irinka5

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 117357
  • Карма: 570795
1
В Петербурге открывается выставка «В будущее возьмут не всех» самого известного русского художника наших дней Ильи Кабакова.
В прошлом году она с успехом прошла в лондонской галерее Tate, теперь переезжает в эрмитажные залы современного искусства.
Катится вагон
Эрмитаж для Кабакова — в некотором смысле дом родной. Постоянная экспозиция ещё с момента открытия пространства в Главном штабе включает его работу «Красный вагон». Это визитная карточка художника. То что надо для знакомства.
Это действительно вагон — кумачовая бытовка. С одной её стороны (той, что зритель видит в первую очередь, ею работа повёрнута ко входу в зал) — почти башня Татлина. Устремлённая в небеса конструкция из лестниц. С другой — вёдра, банки, тряпки, швабры, палки, склянки. Атрибуты растянувшегося на вечность ремонта. А вдоль наружной стороны стен тянутся бравурные кабаковские соцреалистические этюды. Солдаты маршируют, барышни едят мороженое, сплошной стиль «Книги о вкусной и здоровой пище».
Работа была рассчитана на то, чтобы зритель смотрел на неё не только снаружи, но и внутри. Но в сам вагон давно уже не пускают — было бы странно, если бы музейные бабушки не охраняли произведение искусства от посетителей таким образом.
Залог успеха художника — читаемость, ясность образов. Со временем она не меркнет. «Вагон» понятен и пенсионеру-шестидесятнику, и хипстеру. Это краткая история одной иллюзии. Зритель, проходя вдоль работы, проделывает путь из конструктивизма в убогий застой, из строительства в долгострой, от строгой геометрии к однотипным панельным окраинам. От культуры-один к культуре-два. От романтизма к убожеству. Видит, как они рифмуются: действительно, что-то общее есть между блочными пятиэтажками и домом Наркомфина. Меняется наполнение образа. Он становится унылым, нищенским, жалким. Теряется вера в будущее, бравурное устремление ему навстречу.
Ведущий художник
Будущее — вообще ключевое понятие для Кабакова. Его любимая тема. Только, если угодно, в ретрофутуристическом изводе. Не такое, каким оно видится нам, а каким оно рисовалось (буквально) предыдущим поколениям.
В заглавие обеих выставок — и в Тейт, и в Эрмитаже — вынесена самая известная цитата из кабаковского наследия: «В будущее возьмут не всех». Её широко используют: так озаглавлен был, например, фильм, снятый Первым каналом к очередному юбилею художника. Взята фраза из одноимённого программного текста Кабакова, написанного в 1983 году и опубликованного в неофициальном жунале «А-Я», вестнике советского нонконформизма.
Если вкратце — текст о том, что на свете есть три группы людей. К одной принадлежат те, кто решает, кого взять в будущее. В другую входят те счастливчики, которых туда возьмут. Наконец, есть партия тех, кому будущего не видать.
Этот короткий, но эффектно написанный текстик, как и «Красный вагон», вращается вокруг той же проблемы. Светлого будущего и того, как меняется его восприятие. По поводу надежд и чаяний, социализма, который вот-вот наступит, всеобщего братства людей невозможно было не иронизировать в начале восьмидесятых. Эти же идеалы казались близкими в шестидесятых. Футуризм проектировали, создавали своими руками художники двадцатых.
В своём своеобразном манифесте Кабаков характерно ставил в качестве ведущего толпу навстречу будущему Казимира Малевича. Главного авангардиста всех времён, человека, обнулившего искусство, провозгласившего начало новой эры. Художник — дерзкий, смелый, наглый, вдохновляющий — как раз и относится к первому типу. Он выбирает, кого возьмут, а кого нет. Малевич — да. А сам Кабаков? Тут труднее.
В тексте о будущем он вспоминает прошлое. Школьные годы. Строгого директора, который обещал, что в лагерь поедут самые лучшие. А худшие останутся в неизвестности (школа-то летом закрыта). Ностальгия, воспоминания — не самое уместное наполнение художественного манифеста о грядущем новом времени. Для любого автора, кроме Кабакова.
Сам он от участия в этом разделении, от пути в будущее принципиально отстраняется и смотрит на массы, двигающиеся навстречу новому, с высоты птичьего полёта. Право на такую позицию ему даёт фирменная ирония. Всегда давала.
Вечное советское
Всегда, но не теперь. Кабаковская ирония, его умение и желание смотреть на мир, время, идеалы с высоты птичьего полёта в разное время были его оружием, спасением, фирменным знаком. Житель социалистического затхлого мира, он умел от него отстраняться. Потому и стал идолом соцарта, самым ярким из художников, работавших в этом мощном движении.
Однако советское, с которым он играл с самого начала, сыграло с самим же художником злую шутку. Он его побеждал смехом и иронией. Но ирония эта со временем стала восприниматься совсем иначе. Потеплела, обернулась ностальгией по советскому.
Теперь в кабаковских работах куда больше воспоминаний, чем деконструкции или игры с официозом. Это память — об эпохе мастерских, бульдозерных выставках, культовых забегаловках московского подполья, чебуречных и водке. Плакаты с Брежневым забылись, зато кабаковские работы с их использованием прекрасно живы.
Прошлое и будущее, иллюзии и мечты, которые он умел и умеет показывать, застыли. Отчасти виной тому общие ностальгические настроения. Отчасти — мягкость того метода, который художник выбрал. Но приходится признать: те, кто придут в Эрмитаж на «Будущее», заявятся туда на встречу с прошлым. С патриархом отечественного искусства и с его тоской по времени, когда окружающую мерзость можно было легко победить иронией. Для сегодняшнего дня это оружие не слишком подходит. Жизнь жёстче. И всем ясно, что никакого будущего нет. Кого взяли, того взяли. Остальные остаются в пустоте. :applo2: :applo2: :applo2:
« Последнее редактирование: 20 Апреля 2018, 21:10 от irinka5 »


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.155 секунд. Запросов: 42.