В начале 70-х годов Збруев по праву считался одним из самых популярных актеров советского кино. Известность актеру принесли детектив «Круг», который был продолжением знаменитых «Двух билетов на дневной сеанс», романтическая мелодрама «Романс о влюбленных», где он сыграл хоккеиста Волина и, конечно же, телефильм «Большая перемена».
В «Большой перемене» режиссера Алексея Коренева Збруев сыграл роль Григория Ганжи. Кстати на эту роль планировался муж Светланы Крючковой, а она сама должна была сыграть Светлану Афанасьевну. Но что-то не заладилось, и тут возник на горизонте Александр, который подошел на роль Ганжи как нельзя лучше.
Светлане Крючковой тоже не суждено было сыграть первоначально планируемую роль. Рассказывают, что на пробах одного из эпизодов молодая актриса так вошла в образ, что ссорясь с Ганжой, по-настоящему укусила актера Збруева за палец. Александр Викторович серьезно обиделся. Крючкову все же взяли в фильм, но уже на роль Нелли Ледневой. А вот актрису похожую на Светлану Афанасьевну еще долго искали. Пока выбор не пал на молодую, но уже популярную Наталью Богунову.
Дуэт Богуновой и Збруева вышел настолько удачным, что многие зрители и действительно поверили, что они муж и жена. Вот что рассказывает о своем партнере по фильму Наталья Богунова: «Он чудесный партнер, он компанейский человек с большим чувством юмора, хороший друг. Он славный-преславный был человек чудесный, и сейчас надеюсь, не изменился, ну просто мы видимся реже».
Картина «Большая перемена» стала одной из самых любимых в нашей стране: в час телепоказа улицы пустели, люди спешили домой, к экранам. Фильм подкупал зрителей не только абсолютно жизненными коллизиями героев, но и забавными импровизациями самих актеров, делающими эту комедию еще ближе и роднее зрителю. Так, например, в одном из эпизодов весельчак Григорий Ганжа обжигает на заводе правую руку. В медпункте ему бинтуют почему-то левую и отправляют домой. При встрече с прелестной Светланой Афанасьевной у него бинт таинственным образом перемещается снова на правую руку, и в следующем кадре оказывается опять на левой. Александр Збруев оказался настолько органичным в этом образе, что можно даже предположить, что это были шутки самого актера.
Практически все молодые актеры, снимавшиеся в нем, стали настоящими звездами. Вот что вспоминает об этой «звездной» роли сам Александр Збруев: «Когда случилась «Большая перемена», все стали тыкать в меня пальцами: «Ой, Ганжа, Ганжа». Фильм-то на самом деле хороший, сейчас так ностальгически смотрится. Но мне хотелось серьезных ролей, а этот фильм дал мне такого пинка, что я так и полетел вперед с новым именем – Ганжа. Но очень часто оно меня выручало.В трудные времена, когда в стране были проблемы с едой, я, заходя в магазин, с грустью смотрел на пустой прилавок, а продавщица вдруг говорила:
– Ой! Ганжа к нам пришел!
– А что же у вас пусто? – спрашивал я.
– Для тебя – ради бога, чего хочешь! –отвечала она. И доставала «чего хочешь» из каких-то закромов».
Не менее успешно развивалась карьера артиста и на театральной сцене. С приходом в 1974 году в Ленком нового режиссера – Марка Захарова – дела этого театра явно пошли в гору, и каждый спектакль становился событием в театральной жизни страны.
К началу 80-х годов Ленком стал «культовым» театром, и попасть в него было делом не простым. А после окончания каждого спектакля толпы поклонников поджидали своих кумиров у служебного входа. И особенно сильно донимали они тогда нескольких актеров: А. Збруева, О. Янковского, Н. Караченцова и А. Абдулова. Говорят, что первым не выдержал такого ажиотажа именно Збруев. В один из дней он собрал у служебного входа наиболее ретивых своих воздыхательниц, выстроил их по росту и сказал стоявшему рядом администратору театра: «Посмотрите на них внимательно и запомните каждую. И чтобы с этого дня ни одна из них здесь больше не появлялась!»
И все-таки эта мера мало повлияла на ситуацию: поклонники продолжали осаждать своего кумира. Поэтому пешие прогулки Збруева от Ленкома до его дома на улице Горького (там располагается магазин «Наташа») доставляли ему массу неудобств.
Несмотря на огромную популярность Збруева у зрителей, официальные власти относились к нему с недоверием. Характер он имел достаточно резкий, непреклонный, что чиновниками от искусства никогда не поощрялось. Например, в 1980 году, когда Збруев снимался в главной роли в фильме «Кольцо из Амстердама», съемочная группа должна была лететь в Голландию для съемок нескольких эпизодов. Однако режиссеру внезапно заявили, что все актеры лететь могут, а вот Збруев... «Но он же главный герой!» – попытался было возразить режиссер, но этот довод на чиновников не произвел никакого впечатления. Пришлось Голландию забыть и все «западные» эпизоды снимать в Прибалтике. Благо, что в эти края актеру съездить разрешили.
Еще одна неприятность, правда, уже иного рода, случилась со Збруевым во время съемок картины «Батальоны просят огня»: он упал с лошади и сломал правую руку. Из-за этого ему вскоре пришлось бросить занятия теннисом.
Неожиданной оказалась смена образа Збруева в драме Андрона Кончаловского «Ближний круг». В этой картине актер сыграл роль Сталина. В блестящем исполнении Александра Збруева вождь обретает черты «пахана» – испорченного подростка с уголовными замашками, равно как и его когорта – приближенной «кодлы».
Удачным оказалось сотрудничество Александра Збруева с Дмитрием Астраханом. У этого талантливого режиссера Александр снялся в мелодрамах «Ты у меня одна» и «Все будет хорошо». Фильмы были замечательно приняты зрителями, и с неоднозначно критиками.
За свою работу в картине «Ты у меня одна» Збруев в 1993 году на «Кинотавре» получил приз за лучшую мужскую роль. Затем картина была выдвинута на соискание премии «Ника», но там ее с главным призом «прокатили».
Размышляет Александр Збруев: «По моему внутреннему ощущению, фильм состоялся. Но вот идет церемония вручения „Ники“ в Доме кино. Было чувство, что она моя... Это вопрос и тщеславия, и самоутверждения. Но – не сложилось. Мне показалось, что виной тому не очень чистоплотная ситуация. Хотя, возможно, я ошибаюсь...»
В конце декабря 1995 года Збруев освоил еще одну ипостась: он стал бизнесменом и открыл в родном Ленкоме ресторан под названием «ТРАМ» (Театральный ресторан актеров Москвы).
О том, как ему пришла в голову подобная идея, рассказывает А. Збруев:
– Идея пришла просто – жизнь подсказала. Актеры много времени проводят в театре. Собираются, как правило, в буфете. Он у нас неплохой вроде бы, но с какими-то тараканчиками и мышками. И вот сидим мы как-то с товарищем (он не имеет отношения к театру), смотрим – одежда на столах навалена, стулья сломаны. В общем, проходной двор. Товарищ мой и говорит: «Давай сделаем ресторан». Вложил деньги. И пожалуйста – «ТРАМ» существует. Это наш Ленком раньше так назывался, мы только расшифровывать стали по-другому: «Театральный ресторан актеров Москвы… Но это не совсем мой ресторан. Там мое имя. Скорее я человек из Ленкома, который здесь «на хозяйстве». И эта роль для меня пока необычна.
В 1999 году вместе с другими известными артистами принял участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где с успехом выступил на концертах как исполнитель песен. Этому был посвящён музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный «Радио МПС».
В 2004 году исполнил последнюю крупную роль в кино и ушёл в десятилетний творческий отпуск, периодически появляясь в камео-образах. Только в 2014 году с успехом состоялась премьера трагикомедии «Кино про Алексеева», в которой Збруев создал ключевой заглавный образ советского барда.
В настоящее время Александр Збруев отошел от дел. Он закрыл принадлежащий ему «Театральный ресторан актёров Москвы», стал реже появляться в кино и на театральной сцене. Сегодня Александр Викторович ведет тихую и спокойную жизнь.
За свой вклад в области советского театрального искусства в 1977 году наш сегодняшний герой был удостоен звания Заслуженного артиста РСФСР, а в 1989 за большие заслуги в области советского искусства – Народного артиста РСФСР. Впоследствии в его личной коллекции стали появляться и другие престижные награды. Государственная премия России, Орден Почета, два Ордена «За заслуги перед отечеством» (3 и 4 степени). Подобные награды являются ярким примером признания заслуг известного актера.