Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Отцвели? уж давно? хризантемы фсаду? (Колючий взгляд на Дом 2) от собака-кусака 2. Возвращаясь к теме геев) (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от МарфаВасильнаЯ 3. почему я до сих пор за Путина (Важные новости, события и политика) от Инфанта 4. Лена Миро/Курица и мех (Интернет знаменитости) от ПрасковьяИзПодмосковья 5. Одно д...рьмо сменить другое спешит.... (Колючий взгляд на Дом 2) от Лукерья 6. Монро уже не та )) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от mellorn

Композитор в опале:  (Прочитано 492 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 55305
  • Имя: Лариса
  • Карма: 207722
Композитор в опале:
« : 12 Март 2018, 23:36 »
3
Композитор в опале: Почему автора «Песни про зайцев» и «Острова невезения» Александра Зацепина обвиняли в пошлости.

10 марта исполняется 92 года советскому и российскому композитору, народному артисту России Александру Зацепину. Наверное, сегодня его имя известно всем – благодаря замечательной музыке, написанной к фильмам «Земля Санникова», «Женщина, которая поет», «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Двенадцать стульев», «Иван Васильевич меняет профессию» и многим другим. В наши дни в этих песнях сложно заметить непристойное содержание, а во времена СССР композитор часто слышал обвинения в свой адрес. А после того, что случилось с ним в 1980-х гг., его и вовсе заклеймили позором…

Профессиональный путь Александра Зацепина как автора музыки к фильмам начинался с киностудии «Казахфильм», куда его отправили по распределению после окончания консерватории. До того, как он попал на «Мосфильм», его творчество было мало кому известно, и первое время в Москве композитору приходилось подрабатывать аккордеонистом в ресторанах. Судьбоносной стала для Зацепина встреча с Леонидом Гайдаем, который первым обратил внимание на его творческий потенциал.

Все песни к комедиям Гайдая, написанные Зацепиным, стали всенародно известными хитами: «Если б я был султан», «Постой, паровоз», «Песенка о медведях», «Песня про зайцев» («А нам все равно»), «Помоги мне» и многие другие. Композитор сотрудничал и с самыми популярными звездами эстрады – вместе с поэтом-песенником Леонидом Дербеневым он писал для Аллы Пугачевой, и итогом их совместного творчества стал фильм «Та женщина, которая поет». Пугачева исполняла такие его песни как «Любовь одна виновата», «Волшебник-недоучка», «Так же, как все», «Этот мир придуман не нами» и др.

В 1982 г. Зацепин переехал во Францию, не меняя гражданства. И хотя через 5 лет он вернулся в СССР, после этого он оказался в опале, а многие его песни очутились в «черном списке», и их перестали крутить по радио. Еще до отъезда его называли «прозападным» композитором, а на песни к фильму «31 июня» было сделано около 30 поправок с пояснениями: «Аранжировки и исполнение всех песен – это капитализм. Нам такое не нужно. Заменить». Композитор вспоминал: «Ну, нас человек тридцать сидело там, наверное, художники и все-все-все из группы, костюмеры. И кто-то сказал: «Может быть, Толкунову и Лещенко туда взять?» А он говорит: «Да, можете взять». И в зале хохот! Ну, если такие компетентные люди… Ну, как можно так сказать? Значит, они ничего не понимают. Просто им надо это убрать. Раз походит на западное – всё убрать».

Песню «Есть только миг…» из фильма «Земля Санникова» зрители и вовсе могли бы никогда не услышать – главную роль должен был исполнить Владимир Высоцкий, и для этого фильма он написал 5 песен. Когда Зацепину предложили поучаствовать в создании музыки к «Земле Санникова», он поначалу отказался, так как считал, что Высоцкий отлично справится с написанием песен и без него. В результате кандидатуру Высоцкого забраковали на худсовете, вместо него пригласили Олега Даля, и Зацепин вернулся к работе над фильмом. Но на этом сложности не закончились – из-за песни «Есть только миг…» Зацепина обвинили в пошлости и ложной романтике. Кроме того, эту композицию клеймили за то, что она была «слишком пессимистической».

Когда на экраны вышел фильм «Кавказская пленница», «Песенку о медведях», где были слова «Трутся спиной медведи о земную ось…», тоже раскритиковали. Зацепин рассказывал: «Один критик написал: мол, а знает ли автор, что медведи не могут эту ось крутить? Хотелось бы ему ответить: «А вы знаете, что и печки-то нет, на которой Иванушка-дурачок ездил?».

Практически всем песням Александра Зацепина доставалось на худсоветах – то критикам в них слышалось джазовое звучание, то музыка казалась слишком пошлой и вульгарной, как в танго «Помоги мне» из «Бриллиантовой руки». В «Острове невезения» увидели сатиру на советский образ жизни, которой там на самом деле не было: «Ну, ведь можно подкопаться подо что угодно. Про «Остров невезения» можно сказать: «А это про Советский Союз. Вот бы взять и немножко поменять конституцию – и всё было бы хорошо». Ведь и так можно сказать?».

С этим фильмом вообще было много проблем. Композитор рассказывал: «Бриллиантовая рука» вышла в свет только по счастливой случайности. Фильм вообще «зарубили», нам предъявляли обвинения, что песни в нем криминальные, с разными политическими подтекстами. Пока фильм не посмотрел на даче Леонид Ильич Брежнев, он ему так понравился, что он его несколько раз просил повторять, много смеялся. Так решилась судьба и картины, и наших с Дербеневым песен».


Теги:
 



Размер занимаемой памяти: 6 мегабайт.
Страница сгенерирована за 0.135 секунд. Запросов: 43.