Вильгельм фон Безольд (1837-1907) – немецкий профессор, занимался рядом прикладных наук и обнаружил интересную закономерность. Оказалось, что человек иначе воспринимает какой-то конкретный цвет, если рядом с ним расположить какой-то другой цвет. Продемонстрируем пример такой иллюзии, которая получила название «эффект Безольда».
На картинке два серых градиента. Однако на самом деле плашка в центре однотонная, одного оттенка серого. В это сложно поверить, но это факт. Проверить можно в Фотошопе, если просто плашку вырезать.
Ну или при помощи этой гифки
Вырезанная плашка:
Давайте взглянем на этот же эффект, но с классическим примером кирпичной стены. Взгляните на оба изображения. Цвет кирпича не меняется, но если пространства между красным заполнить белым цветом, то и сам красный цвет приобретёт более светлый оттенок (естественно только оптически).
Такое оптическое смещение возможно и немного на другом примере. К примеру, у вас есть композиция со светлым задником. Следовательно, на такой композиции доминировать будут более тёмные цвета, так как будут наиболее контрастировать с нашим фоном:
Теперь же сменой фона мы можем поменять наши «доминанты» местами. Поставим тёмный фон и увидим, как доминировать теперь стали полосы, а не круги. Это произошло за счёт возникновения нового контраста при изменении всего одного цвета:
Ну а теперь вопроизведём самый знаменитый пример эффекта Безольда, который наверняка всем знаком. Возьмём круг и разобьём его на 2 части. Сверху зелёный, снизу красный. Поверх круга у нас будут полоски, которые на протяжении всего круга будут одинакового цвета. И поизменяем цвет только этих полосок (цвета круга не меняются!)
Как вы видите, мы, меняя цвет лишь отдельно взятого элемента варьируем нашу композицию. Ещё больше этот эффект заметен вдали.
Сохраните себе эти картинки на компьютер и поглядите на их превью. Вы увидите, что мы не только меняем светлоту композиции, но и меняем цвет внутри круга(оптически). Такой приём так же известен, как «оптическое смешение». Им искусно владели импрессионисты. Если вы внимательно посмотрите на их картины вблизи (только в живую, а не на фотках в инете! Сходите в галерею — это всегда полезно, особенно если вы увлекаетесь цветом. Смотрите на работы импрессионистов, пейзажистов разных эпох, а также на видных деятелей авангарда начала 20 века (Малевич, Кандинский и т.д.)), то сможете заметить, что они часто использовали этот приём. Вместо чистой зелёной краски они использовали жёлтую и синюю краску и делали ими небольшие мазки друг рядом с другом, что на удалении давало зелёный цвет.