Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Выродки... (Вокруг света) от МилкаЯ 2. КПРФ прозрела: Коммунисты пожалели о выдвижении Грудинина (Важные новости и события) от Алла2 3. Сделать тест ДНК для свекрови? (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Rubi 4. Мама новенькой участницы телепроекта «Дом 2» повергла в шок участников (Дом 2 новости) от Техас115 5. Кухонные шпаргалочки (Кулинария и вокруг нее) от Paragon 6. Что самое жуткое ты видел в армии? Давайте без картинок (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от pupson70
7. Сашуля Задойнова на прогулке )))) (Дом 2 новости) от mellorn 8. Нумеролог предсказал будущее «ДОМ-2». Проект будет существовать (Дом 2 новости) от Дуэнья 9. Саша Задойнова в садике (Дом 2 новости) от mellorn 10. Бабушек-троллей вычислили по IP-адресу. Трепещите, тролли (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Амиша 11. Звезда «Физрука» актриса Полина Гренц изменилась до неузнаваемости! (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Врагунесдаетсяваряг 12. Звезда сериала «Интерны» обвенчается с 26-летним отцом своей дочери (Кино и новости кино) от ЗАГАДКА

Чудеса русской смекалки: беляны.  (Прочитано 430 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 45888
  • Имя: Лариса
  • Карма: 172111
6


Давным-давно, еще до революции, каждую весну, как только Ветлуга вскрывалась ото льда, жители прибрежных деревень зачарованно провожали взглядом величественные белоснежные сооружения, медленно проходившие по реке. Величали их «белянами» – белые, значит. В отличие от плотов и сойм они грузилась только обработанным, «белым» лесом – оттого считались более ценными и дорогими.

Грузоподъемность белян соответствовала их размерам и могла быть 100-150 тыс. пудов (пуд – 16 кг) у небольших белян, а вот у больших она доходила до 800 тыс. пудов! То есть это были размеры пусть и не очень большого, но все же океанского корабля, хотя плавали они исключительно с верховьев и до низовьев Волги и никогда не бывали дальше Астрахани!

Лес в беляне укладывался особым способом – ровными рядами с широкими проёмами, чтобы в случае аварии можно было быстро добраться до места поломки. Кроме того, правильно уложенные бревна быстрее подсыхали, что сохраняло их от гниения.

Известно, что на постройку одной средней волжской беляны уходило около 240 сосновых бревен и 200 еловых. При этом плоское дно делалось из еловых брусьев, а борта – из сосны. Расстояние между шпангоутами – не более полуметра, из-за чего прочность корпуса беляны была исключительно велика. При этом, как это очень часто бывало у нас в прошлом, строились беляны вначале без единого гвоздя, и только уже впоследствии их начали сколачивать железными гвоздями.

А вот грузили беляны так, как не грузили и не грузят ни одно судно в мире, о чем свидетельствовала даже такая вот пословица: «Разберешь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами». Происходило это оттого, что лес укладывался в беляну не просто штабелем, а штабелем со многими пролетами, чтобы иметь доступ к ее днищу на случай течи. При этом груз бортов не касался и не давил на них. Но так как при этом на них давила забортная вода, то между грузом и бортами вставляли особые клинья, которые по мере их усыхания заменялись все большими и большими по размеру.

Интересно, что и палуба беляны тоже представляла собой не что иное, как груз, а настилалась либо из теса, либо из пиленых досок и бывала настолько велика, что походила на палубу современного авианосца. На ней ставили 2–4 ворота для подъема больших якорей и натяжения удерживающих лот канатов. А вот ближе к корме на беляне ради равновесия устанавливали по две небольшие избушки – «казенки», служившие местом обитания команды судна. Между крышами избушек перекидывался высокий поперечный мостик с резной будкой посредине, в которой находился лоцман.

Рабочих на беляне было от 15 до 35 человек, а на самых больших от 60 до 80. Многие из них работали на помпах, которые откачивали воду из корпуса, причем таких помп было 10–12 штук, поскольку корпус беляны всегда понемногу протекал. Из-за этого беляну грузили так, чтобы нос ее погружался в воду глубже, чем корма, и вся вода стекала бы туда!

Особого расцвета строительство белян на Волге достигло в середине XIX века в связи с началом массового пароходного движения. Поскольку пароходы в то время ходили на дровах (а было их около 500 штук), то нетрудно себе представить, какое огромное количество леса требовал весь этот флот.

Дрова завозились в волжские порты исключительно на белянах и только постепенно, в связи с переходом на нефть, спрос на дрова на Волге упал. Тем не менее, даже в конце XIX века их здесь продолжали строить до 150 штук ежегодно и, загрузив лесом, сплавляли вниз по реке вплоть до Астрахани.
К. Максимейко-Вепрева





 

Неистовый протопоп и основоположник русской прозы.

Автор Миссис уксус

Последний ответ 23 Декабрь 2017, 00:25
от Левоправый
Ответов: 1
Просмотров: 165
Библейские чудеса с рациональным объяснением

Автор МилкаЯ

Последний ответ 21 Декабрь 2017, 19:07
от ис
Ответов: 1
Просмотров: 286
Потрясающие фотографии русской зимы

Автор МилкаЯ

Последний ответ 19 Декабрь 2017, 17:17
от Елена56
Ответов: 4
Просмотров: 441
Украшения знаменитой русской певицы Людмилы Зыкиной.

Автор Миссис уксус

Последний ответ 18 Ноябрь 2017, 15:50
от zabavna
Ответов: 5
Просмотров: 800
Чем еврейская мама отличается от русской

Автор КуБиК _ РуБиК

Последний ответ 23 Октябрь 2017, 18:09
от БаБуКа
Ответов: 6
Просмотров: 1521

Размер занимаемой памяти: 1.75 мегабайт.
Страница сгенерирована за 0.103 секунд. Запросов: 43.