XX век был полон важнейших научно-технических открытий, многие из которых так или иначе используются и по сей день.
Искусственное легкое: кто придумал аквалангНесколько столетий изобретатели пытались придумать аппарат для долговременного нахождения под водой.
Разрабатывали и испытывали сразу несколько систем: водолазные колоколы (наполненный воздухом колокол опускался на дно, а соединенный с ним шлангом водолаз мог ходить в короткие радиальные вылазки); герметичные костюмы со шлангами для подачи воздуха с поверхности; наконец, собственно дыхательные аппараты.
Водолазы в жестком и мягком костюмах перед спуском к затонувшему лайнеру «Лузитания», 1935 год. Хорошо заметен воздушный шлангДля долгого автономного пребывания под водой надо было создать дыхательный аппарат, который бы сам подавал воздух под нужным давлением в легкие ныряльщика.
Полторы сотни лет назад французский горный инженер Бенуа Рукейроль разработал регулятор утечки сжатого воздуха. Свой прибор он думал использовать при спасательных работах в шахтах с загрязненным воздухом.
Лейтенант французского флота Огюст Денейруз предложил использовать его для спуска людей под водой. Аппарат запатентовали, позже Жюль Верн описал его в романе «Двадцать тысяч лье под водой».
Это был аппарат с открытой системой дыхания: вдыхаешь газ из баллонов, выдыхаешь его в воду. Основной недостаток этой ранней системы — очень малая автономность: баллоны не были рассчитаны на высокое давление, поэтому под водой можно было находиться лишь несколько минут, после чего нужно было или всплывать, или подключать шланг с поверхности.
Параллельно шли разработки системы замкнутого типа, в которой уже использованный газ снова отправляется в баллоны. Такой аппарат в 1877 году разработал англичанин Генри Флюсс. Интересно, что он тоже создавал свою дыхательную систему для горноспасательных работ.
Система состояла из дыхательного мешка, медного баллона с кислородом и коробки с каустической содой. Подводник дышал кислородом, а выдыхаемая смесь нейтрализовывалась в системе и дополнялась свежей порцией кислорода. Но тогда еще не было известно, что на больших глубинах кислород становится токсичным.
Спустя тридцать лет доработанный аппарат Флюсса стали использовать для аварийной эвакуации подводников. Сам изобретатель погиб, испытывая свое устройство.
Во время Второй мировой войны во французской компании по производству бытового и технического газа Air Liquide инженер Эмиль Ганьян разработал систему подачи газа в автомобильный двигатель, чтобы машина заправлялась не бензином (потребление которого в военное время ограничивали), а газом.
Офицер Жак Ив Кусто предложил ему переделать эту систему для дыхания под водой. Товарищи разработали двухступенчатый регулятор, который понижал давление воздуха из баллона до давления окружающей среды.
Так, в 1943 году появился первый современный акваланг: автономный и с большим временем работы. Самим словом Aqualung (от латинского aqua — «вода» и английского lung — «легкое») стали называть регулятор для дыхательного аппарата.
Позже фирма La Spirotechnique, основанная Кусто и Ганьяном, стала называться Aqua Lung, а Кусто стал одним из самых известных аквалангистов в мире.
В русскоязычных странах слово «акваланг» стало нарицательным; за границей предпочитают использовать термин Scuba (аббревиатура от Self-contained underwater breathing apparatus — «автономный подводный дыхательный аппарат»).
ссылка