Он умер через месяц после Высоцкого - 20 августа 1980 года. Валентин Гафт написал стихи на смерть Владимира Высоцкого, в которых были такие строки:
"Всего пяток прибавил бог к той цифре 37,
Всего пять лет накинул к жизни плотской.
И в 42 закончили и Пресли, и Дассен,
И в 42 закончил петь Высоцкий...
И пусть по радио твердят, что умер Джо Дассен,
И пусть молчат, что умер наш Высоцкий.
Что нам Дассен, о чем он пел не знаем мы совсем -
Высоцкий пел о нашей жизни скотской."
Но Гафт, конечно, лукавил. Большинство советских поклонников творчества Джо Дассена интуитивно понимали смысл его песен. Любовь романтическая, трагическая, разделённая, неразделённая, но всегда прекрасная. Популярность певца в СССР была огромной. И вот уже несколько десятилетий песни Джо Дассена возглавляют списки самых лирических композиций мира. Необычные интонации его бархатного баритона заставляли женщин думать, что Джо Дассен поет именно для них. А под его музыку молодые пары до сих пор признаются друг другу в любви.
Джо (Джозеф Айра) Дассен родился в творческой семье в Америке в 1938 году. Его отец Жюль Дассен был кинорежиссером, а мать Беатрис Лонер-Дассен – скрипачкой в оркестре. Любопытно то, что оба деда Джо были эмигрантами из Российской империи. Дед по отцовской линии, Шмуль (ставший Сэмюэлом) Дассен был евреем из Одессы, а отец матери Луис Лонер приехал в Америку из Бугача (Галиция, нынешняя Украина).
В 1949 году отец, который на тот момент симпатизировал коммунистам, из-за обострившейся ситуации в стране принял решение перебраться со всей семье в Париж. Но через 6 лет Жюль Дассен подает на развод. Джо очень сильно переживает разрыв родителей и возвращается в Америку.
Там Джо поступает в Мичиганский университет и решает учиться на медика, о чем он мечтал с детства. Но когда молодой человек увидел, как разрезают животных для опытов, то он перешел на этнологию. После окончания университета Джо Дассен снова вернулся в Париж и наладил отношения с отцом.
Будучи застенчивым от природы Джо Дассен не сразу признал тот факт, что певческая карьера – это его призвание. Он видел себя журналистом или писателем. Однажды его первая жена Мариз Массьера решила сделать подарок мужу - любительскую запись его песен на радио. Его композиции в стиле кантри не произвели впечатления на публику. Но когда, по настоянию Мариз, Джо Дассен встретился с «нужными» людьми и запел на французском языке, на него тут же обрушилась популярность.
Удивительно, но в конце 1960-х – начале 1970-х, когда обороты набирала рок-музыка, на вершине хит-парадов оказался певец, исполнявших лирическую музыку. Бархатистый баритон, привлекательная внешность, особая манера держаться на сцене располагали зрителей к певцу. Когда Джо пел: «Привет, это снова я. Я вернулся из дальних стран… Ты знаешь, мне так не хватало тебя…» - каждая женщина в зале думала, что он обращается именно к ней.
Почти пятнадцать лет Джо Дассен имел оглушительный успех не только во Франции, но и в США, Канаде, Африке, во всех странах Европы и в Советском Союзе.
В песнях Джо Дассена никогда не было места политическому или социальному подтексту. Сам певец считал, что главное предназначение его творчества – это радовать людей. На самом деле музыкальные композиции Джо имели огромное влияние на публику. После выхода его песни «Шоколадная булочка» («Le Petit Pain Au Chocolat») все ринулись в булочные, и продажи шоколадной выпечки выросли в несколько раз.
Джо Дассен выкладывался на сцене по полной. После каждого концерта, независимо от масштаба выступления, он неизменно терял до двух килограммов. Сам Дассен был искренен в своих песнях. Он пел практически о себе. По воспоминаниям близких Дассен был очень обаятелен и красив, а также обладал такими качествами, как застенчивость, замкнутость и любезность. Аналитичность ума, тактичность, внимательность и скорейший переход от слов к делу были его неотъемлемыми качествами. Презирал снобизм.
Стремление к совершенству сыграло с певцом злую шутку. В юности у Джо обнаружили шумы в сердце, но он решил, что болезнь сама собой пройдет. На концерте в Канне, 18 июля 1980 года, Дассену становится плохо прямо на сцене во время выступления. Певец бледнеет, хватается за микрофон, прерывая песню, и произносит: «Простите, что-то мне нехорошо!». Публика в тревоге затихает, Джо шаткой походкой скрывается за кулисами, где ему делают укол. Спустя несколько минут, стиснув зубы, Дассен возвращается на сцену; со словами «люди пришли слушать меня, я должен петь для них» выходит к микрофону. Поражённая и благодарная публика устраивает ему бурную овацию, но через несколько минут под шквал аплодисментов Дассен прямо за кулисами теряет сознание. Его отвозят в больницу, где врачи диагностируют инфаркт миокарда.
Восстанавливаться после болезни певец вместе с новой подругой Натали решил на Таити. В Лос-Анджелесе, при транзитной посадке самолёта между Парижем и Папеэте, с ним случается второй сердечный приступ. На Таити Джо прибыл совершенно разбитым и подавленным. Джо пытается забыть о проблемах, но осталось совсем недолго. 20 августа 1980 года во время обеда в ресторане «У Мишеля и Элиан» в Папеэте он упал без сознания. Это был третий за лето сердечный приступ. Реанимация, оказанная ему на месте, не дала результата. Врачи, которым несколько раз удалось «завести» сердце певца, по пути в госпиталь всё же вынуждены были констатировать смерть.