Первые ёлки в России появились в 19 веке.
Петр первый, просветитель наш, указывал: "… по знатным и проезжим улицам у ворот учинить украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых", подавал пример, мотивировал празднествами, огненными шутихами и выпивкой. Но дело шло трудно, возможно потому, что На Руси ель была деревом мертвых, празднества и украшения тут неуместны.
Прижилась традиция много позже, примерно при Николае I.
События эти связаны с женитьбой императора на прусской принцессе Шарлоте, имп. Александре Федоровне.
Дабы сделать приятное принцессе, в канун Рождества 1817 года соблюли европейскую традицию и столы в Зимнем дворце Петербурга украсили маленькими пучками еловых веток.
А позже в зал дворца привезли и огромную елку. В Зимний дворец тогда допускались на Рождество все желающие разделить с императором святой праздник (но не больше 4000 человек), и царскую елку увидели тысячи глаз. К тому времени к съедобным украшениям прибавились позолоченные еловые шишки, покрытые тончайшем слоем латуни пустые яичные скорлупки, бумажные цветы, поделки из ваты, и главное – первая мишура из оловянной проволоки.
Фабрики в Дрездене и Лейпциге, не пытаясь конкурировать со стеклодувами Лауша, изготовляли игрушки из тисненого золоченого и серебряного картона. Особым разнообразием славились игрушки из Дрездена, раскрашенные от руки рабочими-надомниками. популярны были всевозможные музыкальные инструменты, экипажи, запряженные лошадьми, колесные пароходики, дирижабли, и, разумеется, зверушки.
А из Лауша стеклянные игрушки везли по всей Европе, и в том числе в Россию. В Петербурге и в подмосковном Клину небольшое производство игрушек было налажено, но с использованием материалов, привезенных из Германии. В 1848 году в Москве открылась первая фабрика по производству огней "без цвета и запаха", именуемых бенгальскими.
В 1867 г. в Англии в Виндзорском замке установили по приказу королевы Виктории первую елку.
Первоначально елки ставили на улицах, на крышах и заборах питейных заведений как украшение. Украшать их начали в 1860-1870 гг., повторяя европейскую моду. Елочных игрушек русского производства тогда еще не было, их заказывали в Европе. Уже тогда елочные игрушки четко делились на украшения для состоятельных и для тех, кто победнее. Купить игрушку из стекла для жителя России конца XIX века — было то же самое, что современному россиянину купить машину. Елки украшали красивыми куколками с бумажными лицами, которые приклеивались к телу из кружев, ткани, бисера. Существовали в России и игрушки из ваты. Материал накручивался на проволочный каркас. Так создавались фигурки ангелочков, детей, моряков, клоунов. На елках развешивали и бутафорские фрукты. Их делали из бархата, папье-маше.
Лишь после открытия завода в Клину в период Первой мировой войны игрушки стали более доступными. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили русских мастеров создавать не просто шары, но и бусы, другие украшения. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.
Но если в Европе продвижение елочных игрушек было безмятежным, то в России для него очень быстро возникли преграды.
Традиция наряжать новогоднюю елку в России просуществовала недолго. Октябрьская революция строго-настрого запретила религиозные обряды, в том числе и рождественскую елку как буржуазный пережиток. Прекратился завоз игрушек из Германии. Купить елку стало невозможно, а привезти из лесу - даже опасно! Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года был введен новый стиль ведения календаря с разницей между старым в 13 дней. Теперь между Рождеством и Новым годом пролегли будни. Это было самое мрачное время для детворы и родителей. Новый год стал обычным рабочим днем недели, спать ложились как обычно – завтра на смену.
В 1925 году празднование Нового года в России было запрещено, так как считалось, что этот праздник вреден для советских детей.
Но люди все равно старались отметить любимый праздник. Именно в это время появляется самое большое количество "самопальных" ("домодельных") игрушек, т.е. сделанных не на фабрике, а дома, своими руками.
Украшали елку чем могли — фруктами, старыми игрушками или куклами из кукольного театра. Этот черт как раз из последних. Очень редкая игрушка.
Чертик. Ручная работа. Вата. 20-е годы (вторая половина).
А это игрушки-подарки. Внутрь вкладывалась монетка или конфетка
В 1935 году, 28 декабря, в газете «Правда» появилась статья: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» и новогодние праздники и елки были опять разрешены.
Елка стала не рождественской, а новогодней, Вифлеемская звезда - кремлевской, ангелочков, населявших зеленые ветви, сменили пионеры, космонавты и идеологически выверенные зверушки.
Заработал конвейер по производству елочных игрушек в СССР.
Появились подвески в виде дирижаблей, парашютов, самолетов, танков и т.д.
А макушку елок и не только макушку в то время могла украшать только красная звезда.
Также в конце 30-х годов была выпущена серия елочных украшений на восточную тему — это и Аладдин, и старик Хоттабыч, и восточные красавицы...
В 1937 году состоялась первая советская елка в Колонном зале Дома Союзов - ель 15 метров в высоту, репортаж показан в киножурнале «Советский Союз» - короче, новогодняя елка, а с ней и игрушки были окончательно нам возвращены.
Характерно для того времени, что в том же 1937 году Наркомпрос выпускает пособие под названием «Елка в детском саду», где подробно описано, какие ёлочные игрушки следует вешать на нижние ветки, какие на средние, какого цвета должна быть звезда на макушке ёлки, как должны себя вести дети и педагоги во время праздника «Новый год».
Появлялись тематические новогодние игрушки, которые характеризовали то или иное событие в жизни нашей страны. После выхода на экраны кинофильма «Цирк» появились игрушки на цирковую тематику.
Освоение Севера ознаменовалось фигурками полярников.
В советской елочной игрушке даже была отражена тема войны в Испании: в 1938 году был выпущен стеклянный шар с двумя самолетами, один из которых сбивает другой.
Игрушки по-прежнему делали из стекла, ваты, картона и папье-маше, собирали конструкции из трубочек и стекляруса на проволоке. Завод «Москабель» делал фигурки из проволоки.
В советское время популярны были именно ватные игрушки - в силу дешевизны и простоту изготовления.
Делали их до середины 50х. В Москве работали две артели - "Художественная игрушка" и "Все для ребенка". Изготавливались они из прессованного хлопка, которому придавали нужную форму. Существовали специальные каркасы для человечков и животных. Раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что придавало им жесткость.
Продолжение следует