Судьба этого интересного человека, актера сложилась очень непросто. Окончив в 1957 году ВГИК, Владимир начал активно сниматься. Зрители хорошо помнят голубоглазого красавчика по фильмам «Солдат Иван Бровкин», «Карнавальная ночь» (История создания фильма), «Девушка с гитарой», «Катя-Катюша», «Нормандия-Неман», «Гусарская баллада» (Как снимали фильм), «Человек родился», «Майор Вихрь», «Ошибка резидента», «Приступить к ликвидации» и многих других. Но так сложилось, что много-много лет он вообще не снимался.
Или его не снимали. «Трудный характер», – говорили одни режиссеры. «У него нет харизмы», – жаловались другие. «Пьет, срывает графики», — сетовали третьи. Так или иначе, Владимир Михайлович Гусев за всю свою долгую актерскую жизнь снялся в 55 фильмах.
Кинокарьера Владимира Гусева стартовала в 1954 году с роли в фильме «Испытание верности». В 1955 году он сыграл в криминальном боевике Адольфа Бергункера «Следы на снегу» и драме «Попрыгунья» Самсона Самсонова. В 1956 году на экраны вышли такие фильмы с участием Гусева, как «Солдат Иван Бровкин» (Как снимали фильм) и «Человек родился».
Интервью с Владимиром Гусевым Борис КУДРЯВОВ
Откровенный разговор
Впервые мы встретились с Гусевым в феврале 2003 года. Интересно, что к тому времени ни одного словечка в прессе о нем написано не было.
Сели в ресторане Дома кино. Хлопнули по рюмашке. Потом еще по одной. Завязался разговор. Перед вами последнее и, возможно, единственное интервью этого замечательного актера. Скромное очень интервью. Но честное.
— Как будем обращаться друг к другу, уважаемый Владимир Михайлович?
— Следуя примеру Николая Крючкова, который абсолютно всех называл на ты, попробуем так же? Местоимение «вы» в русском языке имеет множественное число. Смысл в нем появляется, когда говорящий видит перед собой много людей. «Иду на вы!» — говорил русский князь Ярослав Мудрый, то есть на вас. Кажется, немцы принесли подобное обращение в наши края. В России испокон веков даже царя-батюшку на ты называли. Правда, в Америке тоже всем тыкают, язык у них так устроен. Но нацией американцев назвать нельзя.
Пришлось заменить Олега Ефремова
— В молодости у тебя было много предложений сниматься?
— Ролей сыграно немало, но не все они равнозначны. В 1956 году Василий Ордынский без проб приглашает меня на главную роль в фильме «Человек родился». С этим фильмом произошла какая-то мосфильмовская интрига. Главные роли должны были играть и даже начали сниматься Олег Ефремов и Люся Гурченко, которая в то время была женой Ордынского.
Но директор «Мосфильма» Иван Пырьев, посмотрев пробный материал, заартачился и картину закрыл. Главному режиссеру пришлось набирать новый состав. Так начали сниматься вместе я и Оля Бган. «Человек» стал ее первым фильмом. Вообще, у этой талантливой актрисы трагическая судьба. Оля всегда казалась очень замкнутой, какой-то озлобленной, испуганной. Может, поэтому и на экране выглядела настороженной. Фильм этот довольно часто показывают по телевизору. В то время я получал от зрителей мешки писем со словами признательности.
— А в каком последнем фильме довелось поиграть?
— Поиграть? Слишком сильное слово для подобного дела: лет пять назад просто был занят в «Ермаке». Предложения сниматься иногда поступают и сегодня. Но когда начинаешь читать эти, с позволения сказать, «сценарные опусы», никакой критики они не выдерживают. К примеру, человек с экрана ругается матом, вот такого «искусства» сколько угодно.
Да и сил уже нет, честно говоря. Я сознательно ушел из кино. Если, конечно, предложат приличный сценарий, собраться через силу можно. Михаил Андреевич Глузский играл до самого последнего дня, и это никак здоровья ему не прибавило. Но я никогда в лидерах не ходил и не стремился к этому. Не люблю выпячиваться. К тому же я — фаталист, значит, очень в судьбу верю!
— Слава, популярность, об этом еще Пушкин писал, — дым. Со временем все улетучивается. Ты лучше меня знаешь, как и чем сегодня создается популярность!
— Чувствуешь, что не до конца раскрылся как актер?
— Только актер может ощутить подобное состояние: когда каждый раз после съемки или спектакля начинаешь проигрывать внутри себя по несколько раз все действие заново. Это стоит больших сил и нервов. В кино к тому же напряжение перед камерой гораздо сильнее, чем на сцене. Сейчас смотрю свои фильмы и вижу места, где промахнулся. А исправить уже ничего невозможно.
Мало кто знает, что когда-то я начинал сниматься в «Угрюм-реке» в роли Прохора Громова. А потом сломал ногу в кадре, хотя отснято уже было несколько серьезных сцен. Но режиссер Лапшин ждать не мог. Это могла быть очень значимая для меня роль. Видно, не судьба.
— Были еще роли, которые не состоялись?
— Есть картина режиссера Двигалина, которая до сих пор неизвестно на какой полке лежит. Называется «Уральск в огне». Лет двадцать назад этот фильм обвинили в национализме. Я играл бандита, контрреволюционера яростного, который все время ходит с револьвером и расстреливает из-за угла всех попадавшихся под руку коммунистов. Если рассуждать чисто по-актерски, так называемые отрицательные роли играть весьма удобно, в них есть за что зацепиться. Помню, играл в фильме «Приступить к ликвидации» бандита Вальку Креста. Каждый день на левой руке мне рисовали татуировку «Я прав!» Надпись была особой моей гордостью.
Звание заслуженного получил случайно
— Когда Владимир Гусев получил звание народного артиста России?
— Кто мне просто так даст это звание? Надо просить, ходить по присутствиям, кому-то в ножки кланяться. Я и заслуженного-то получил случайно. Просто однажды на каком-то мероприятии киночиновники сильно удивились, узнав, что я без звания, и попросили написать заявление.
— В свое время ты играл белокурых красавцев, про которых сейчас на каждом углу твердят — секс-символы. Кто и что нравится на сегодня на экране?
— Смотреть на экранные безобразия не хватает терпения. Я не ханжа, с удовольствием смотрю на обнаженную натуру. Но зачем обязательно все опошлять? Если говорить о сексе, то ведь он своего рода таинство. Звери уходят совершать акт совокупления в уединении. Зачем люди выпячивают интимные подробности и тащат их на экран, непонятно. К искусству это не имеет никакого отношения. Постельных сцен мне никогда играть не предлагали. Правда, и время тогда было другое.
— Что самое значительное осталось в памяти за долгую жизнь?
— Общение с красивыми, добрыми людьми. Бывало, мчимся в «Красной стреле» вместе с Фимой Копеляном или Владиславом Стржельчиком в Ленинград на съемку. Сидим в ресторанчике, славно беседуем под коньячок. Эти актеры, кроме того что людьми были замечательными, удивительно образно рассказывали разные истории. До самого Питера глаз не смыкали. Постельки наши в купе так и оставались нетронутыми.
— А как же любовь?
— А что любовь? Женат на своей Валентине Ивановне 44 года. Потребности менять супругу никогда не возникало. Сын работает оператором. Растут двое внуков. Старший уже институт заканчивает. Вот она любовь-то где!
Гусев ушел из кино в 1996 году, последней его работой стала роль в фильме «Ермак». (Впрочем, он сам говорил, что не играл в той картине — просто «был в ней занят»).
«Предложения сниматься иногда поступают и сегодня. Но когда начинаешь читать эти, с позволения сказать, «сценарные опусы», никакой критики они не выдерживают. К примеру, человек с экрана ругается матом, вот такого «искусства» сколько угодно. Да и сил уже нет, честно говоря. Я сознательно ушел из кино. Если, конечно, предложат приличный сценарий, собраться через силу можно. Михаил Андреевич Глузский играл до самого последнего дня, и это никак здоровья ему не прибавило. Но я никогда в лидерах не ходил и не стремился к этому. Не люблю выпячиваться».
Актер скончался в ночь с 6 на 7 февраля в собственной квартире в Москве. Приехавшие по вызову медики констатировали смерть.
— Самым принципиальным его желанием было — умереть дома, в кругу близких, но ни в коем случае не больнице, — рассказала Life News 77-летняя вдова актера.
По словам Валентины Ивановны ее муж в последнее время просил только покоя и тишины.
— В эту ночь он сказал, что хочет немного поспать, отдохнуть и закрыл глаза, — описала последние минуты жизни великого артиста его жена, с которой он прожил более 54 лет, — я вышла из комнаты, а потом, когда зашла, он уже не дышал. Самое главное, что умер мой супруг дома, как и хотел. Когда приезжала скорая, он всегда говорил, чтобы они сделали все что нужно в домашних условиях и отказывался ехать в клинику.
![](https://kak2z.ru/my_img/img/2016/12/02/ba6f5.jpg)