Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Упакуйте свои проблемы в старый мешок и улыбайтесь, улыбайтесь, улыбайтесь. (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Iraaaaa 2. Штаб Трампа иронично ответил на заявления о вмешательстве России в выборы (Важные новости и события) от Дальневосточница 3. Боевик «АТО», хваставшийся рукой ополченца, прокомментировал шокирующий снимок (Важные новости и события) от куршская коса 4. Китай попросил Великобританию «не отравлять атмосферу» в Совбезе ООН Читайте да (Важные новости и события) от НЕЯ 5. mellorn, поздравляем с Юбилеем!!! (Праздники и поздравления) от Galina N. 6. Госдуму попросят разрешить МЧС и скорой помощи таранить припаркованные машины (Важные новости и события) от НЕЯ

Полина (Пелагея) Антипьевна Стре́петова российская театральная актриса.  (Прочитано 199 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 33050
  • Карма: 123357
3


Полина (Пелагея) Антипьевна Стре́петова
российская театральная актриса.
4 октября 1850 года – 17 октября 1903 года

Жизнь выдающейся театральной актрисы Пелагеи Стрепетовой была полна загадок. Она родилась в Нижнем Новгороде и была "подкидышем", не знавшим ни своей настоящей фамилии, ни даты рождения. Удочерила "подкидыша" семья театрального парикмахера.Девочку назвали Полиной и дали ей свою фамилию. А своим днем рождения она считала день, когда ее нашли приемные родители - 4 октября 1850 года. Кем были настоящие родители девочки, так и не выяснилось. Впрочем, ходили слухи, что Полина - плод любви актрисы Глазуновой, служившей в тот сезон в нижегородском театре, и гвардейского офицера Балакирева. Удочерившие ее Стрепетовы были добры и внимательны, но ощущение собственной неполноценности сопровождало Полину с детства, она всегда помнила о том, что она приемыш. С приемными родителями девочке явно повезло. Они едва сводили концы с концами, но очень любили и никогда не обижали подкинутого им ребенка.
Приемная мать Елизавета Ивановна слыла даровитой провинциальной актрисой и одновременно дамой высоких моральных качеств. В семье культивировали любовь к сцене, но бдительно ограждали детей от закулисной грязи.
Полина уже в детстве решила, что станет актрисой. При этом она не получила образования. Элементарной грамоте ее короткое время обучал старичок, сам когда-то учившийся в семинарии. А воспитанием ведала няня, бывшая крепостная.
Уже с 7 лет Полина выходила на сцену нижегородского театра в детских ролях.
Собственная внешность не радовала будущую актрису: нескладная фигура, длинные руки, острый профиль, неправильные черты лица. Кто бы мог подумать, что скоро ее будут рисовать лучшие художники, что завороженная публика станет следить за каждым ее жестом, забыв о ее физических недостатках? Никто, кроме самой Полины. Она упорно тренировалась, занималась танцами и драматическим искусством, впитывала впечатления от игры гастролеров вроде московской знаменитости Л.Никулиной-Косицкой. Когда Елизавета Ивановна, пытаясь отвлечь девочку от несбыточной мечты, отдала ее в ученицы портнихе, Полина радовалась тому, что сама сможет шить себе сценические костюмы. Наконец ее настойчивость и твердость победили. Этому способствовали и ухудшавшиеся семейные дела.
Летом 1865 года на сцене маленького театра города Рыбинска начала осуществляться заветная мечта. Стрепетова впервые вышла на сцену в роли горничной в водевиле "Зачем иные люди женятся". Скоро выяснилось, что, несмотря на неказистую внешность, девочка обладает явным драматическим дарованием. Стрепетова работала как одержимая: за три года сыграла более ста ролей, сменила семь городов. Играть приходилось все, в основном оперетки и водевили. Среди ее героинь были подростки с трудной судьбой, героини мелодрам и светские дамы. Наделенная трагическим даром, пламенным темпераментом, она не могла мириться с фальшью и убогостью мелодрам и водевилей.
Она играла без отдыха и перерывов. Наконец ее терпение и упорство были вознаграждены. В шестнадцать лет Стрепетова встретилась с ролью, которая стала для нее талисманом, к которой она будет возвращаться на протяжении всей жизни, обогащая ее новыми красками. В Ярославле она сыграла Лизавету в "Горькой судьбине" А.Ф.Писемского, срочно заменив заболевшую актрису, - еще одна судьбоносная, на сей раз счастливая случайность. Успех не прошел незамеченным - слух о Стрепетовой быстро распространился по России, ею заинтересовались антрепренеры. Она уже играла не во второсортных водевилях, а Лизу в "Горе от ума", Офелию в "Гамлете", Донну Анну в "Каменном госте", Беатриче в "Много шума из ничего"...
В 21 год Стрепетова влюбилась, как в бульварной пьесе, в местного обольстителя. В саратовском театре мадам Сервье она встретилась с будущим мужем - актером Михаилом Стрельским - избалованным красавцем, героем-любовником на сцене и в жизни, имевшим законную жену (жившую за границей) и постоянно менявшим подруг. Стрепетова забыла о своих моральных принципах и самозабвенно отдалась чувству. Но жизнь со Стрельским оказалась мучительной: Полина его любила, а он ей изменял. Терпеть и молчать Стрепетова не умела, а потому нервные срывы и бурные ссоры становились всеобщим достоянием. Полина вынуждена была переезжать из города в город в качестве незаконной жены Стрельского, так как уже ждала ребенка и на собственный ангажемент рассчитывать не могла. Унизительность подобного положения била по ее самолюбию, обостряя и без того невыносимую ситуацию. Из Саратова Стрепетова поехала вместе с избранником в Казань, где у нее родилась дочь Маша, но рождение дочери не принесло радости матери, переносившей на ребенка ту ненависть, которую она испытывала к его отцу. И главное - Маша мешала Стрепетовой вернуться на сцену, а именно этого она хотела тогда больше всего. Вскоре Полина с мужем рассталась. А несколько лет спустя Стрепетова выйдет замуж за другого бывшего коллегу по антрепризе Рассказова - актера Модеста Писарева, но Стрельского так и не забудет. Во всяком случае, в своих мемуарах она будет рассказывать о "Мише" не только с горечью, но и с нежностью.
В Казани Стрепетова попала в одну из лучших провинциальных трупп - антрепризу Петра Медведева, который уже был наслышан о ее успехах. Актриса набросилась на работу, забыв и о своем муже, и о ребенке, отданном на попечение няни. Опять она яростно сжигает себя, наверстывая упущенное, не замечая недомогания, усталости и нервных срывов. Спектакли с ее участием - "Мария Стюарт", "Бедная невеста", "Гроза", "Коварство и любовь", "Горе от ума", "Горькая судьбина" - собирают неизменные аншлаги, на них почти невозможно попасть.
Друзьями и поклонниками артистки становятся Островский и Писемский, Репин и Ярошенко. Долгая неопределенность в отношениях с Писаревым наконец завершается браком и рождением сына Виссариона, а затем и успешными совместными гастролями. Еще недавно казавшаяся недоступной, Москва встречает ее дружелюбно и восторженно.
Но Стрепетова не умеет жить в размеренном, спокойном состоянии, так не совпадающем с ее трагическим искусством. Она сама идет на разрыв с Ф.М.Урусовым и С.В.Танеевым - директорами Московского Общедоступного театра, в котором играла, категорически отвергнув любые уступки и компромиссы. Одновременно жизнь разводит ее с Писаревым, уехавшим в антрепризу Медведева и встретившим там другую женщину.
В сезоне 1875-1876 годов актриса в Оренбурге, блестяще играет Катерину в "Грозе" Островского. А впереди ее уже ждал Петербург. В 1876 году Стрепетова с большим успехом сыграла Лизавету на сцене Александринского театра в бенефисе актрисы Е.Левкеевой. Но на казенную сцену она была приглашена лишь через пять лет. Актриса, как всегда, работает на пределе, забыв и о семье, и о здоровье. Полина, известная уже всем как Пелагея Стрепетова, так эмоционально проживает судьбы своих театральных героинь, что на собственные страдания у нее не остается сил. "Да, главное, я хочу жить для сцены", - пишет она, возвращаясь в 1880 году в Москву и поступая в частный театр А.А.Бренко.
11 декабря 1881 года она дебютирует в Александринском театре, в символической "Горькой судьбине". Дирекция императорских театров долго и упорно уклонялась от заключения контракта со Стрепетовой, но слава актрисы вынудила принять ее на столичную сцену. Контракт подписан, но публика на сей раз принимает актрису достаточно прохладно, не говоря уже о труппе. Сразу же стало ясно, что в этих стенах она не приживется. Исступленная манера Стрепетовой к тому времени уже начала казаться архаичной, а ее репертуар - ограниченным. При этом актриса не могла или не хотела меняться. Ее странная индивидуальность категорически не вписывалась в труппу Александринки. К тому же слава ее была слишком громкой, чтобы это могла оставить без внимания тогдашняя прима императорской сцены и давняя знакомая Мария Савина.
Театралы разделились на сторонников Стрепетовой и поклонников Савиной, хотя, казалось бы, делить им было нечего - они почти не пересекались в репертуаре. Конечно, замкнутая, неуживчивая Стрепетова проигрывала жизнерадостной, общительной Савиной, величественной и уверенной в себе. Исход борьбы был заранее предрешен. Веселая, дипломатичная, неизменно подтянутая Савина находилась в расцвете красоты и своего несомненного дарования. Путь же измученной неурядицами, болезнями и собственными терзаниями Стрепетовой близился к закату. Ко времени прихода на императорскую сцену она уже не только растратила силы, но и отыграла лучшие свои роли. Ее тема была исчерпана, и, не обладая ни гибкостью, ни энергией Савиной, она не знала, куда двигаться дальше.
Стрепетова прослужила в Александрийском театре почти десять лет (1881-1890). С годами ее положение там не становилось лучше. В газетах продолжали бушевать схватки между противниками и сторонниками актрисы, причем противники терзали ее буквально за каждый шаг, а сторонники впадали в безудержное восхваление, что тоже выглядело странно. Постепенно из репертуара начали исчезать лучшие спектакли с ее участием, так что в середине 1880-х гг. из ее коронных ролей осталась одна "Гроза".
В 1891 году 41-летняя Стрепетова в третий раз вышла замуж - на этот раз за человека на 13 лет моложе себя. К этому времени она и Модест Писарев давно уже жили отдельно. А в Стрепетову влюбился 28-летний чиновник Александр Погодин. Они прожили вместе всего два года. И Погодин, и Стрепетова были неуравновешенными и авторитарными. Молодой муж бешено ревновал жену и к мужчинам вокруг, и к сцене. Однажды после очередной ссоры, во время которой Стрепетова наотрез отказалась переезжать в Москву, куда мужа переводили на службу, Александр Погодин застрелился на пороге ее спальни.
В последние годы Стрепетова осталась совсем одна. Сын (от Модеста Писарева) уехал служить в Константинополь, с дочерью они были не очень близки.
Давние желудочные боли развились в тяжелый рак кишечника. П.А.Стрепетова принимала страдания безропотно. Помирилась со своими недругами, в том числе и с Савиной, которая приезжала прощаться в больницу.
Пелагея Антипьевна не знала точного дня своего рождения и сама определила дату - 4 (17) октября 1850 года. По странному совпадению, после страшных жизненных потрясений, она умерла именно в этот день спустя 53 года, в 1903 году, в Петербурге.
В 1936 году прах актрисы был перенесен в Некрополь мастеров Искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры), а в 1939 году установлено скромное надгробие.

ссылка
Ю.Ващенко





Оффлайн glasha

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 24651
  • Карма: 140804

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 33050
  • Карма: 123357