Letyshops
Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Здравствуйте, Дорогие колючки! (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Баба-Яга 2. Рост напряжения: в России внедрят счётчики электроэнергии, которые невозможно (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Мона 3. Что ждать от канала " Габозики" (Колючий взгляд на Дом 2) от шулер 4. Агатах, поздравляем с Юбилеем!!!🌵 (Праздники и поздравления) от Татьяна 5. Дерябина. Работа. Кофе. И дым с тоской. (Дом 2 новости) от Фараон 6. «Запасного аэродрома» не будет. О запрете на двойное гражданство (Важные новости и события) от NATALIG

«Ужин» Бакста: почему художника обвинили в непристойности?!  (Прочитано 520 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 32895
  • Карма: 122691
8


В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Леона Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе. На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в. «Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.

Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г. Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных. Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал. Это «дама в ресторане», которую так выпрашивал Сергей Павлович (Дягилев) для выставки. Влад. и Мария Павловна (великий князь Владимир Александрович и его жена) принялись ее рассматривать, и я попытался стушеваться, но меня вызвали и мне прочли порядочную нотацию за скабрезность и игривость картины!.. Вообще сегодня мне досталось на орехи. Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»

Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.

На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.

Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа. Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов. Образ, созданный Бакстом, скорее напоминает распространенный в европейском модерне образ женщины-вамп, загадочной, влекущей и порочной.

Известный критик В. Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».

Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В. Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста. Стильная декадентка fin de siècle, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой à la Джиоконда, кушает апельсины».

В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами». Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов. Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.


Онлайн milori

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 11599
  • Карма: 43106

Оффлайн Stava

  • Знаток
  • Сообщений: 2196
  • Карма: 7288
думаю, почему она мне не нравится? А оказывается она обрезана. Вот так и художественный образ появился и мысль какая-то


 

Иллюзия художника М.К. Эшера

Автор Миссис уксус

Последний ответ 27 Ноябрь 2016, 01:02
от Миссис уксус
Ответов: 0
Просмотров: 215
Акварель китайского художника Guan Weixing.

Автор Миссис уксус

Последний ответ 03 Ноябрь 2016, 19:57
от ис
Ответов: 3
Просмотров: 748
Советская Джоконда: как «Девушка в футболке» художника Самохвалова покорила Пари

Автор Миссис уксус

Последний ответ 28 Октябрь 2016, 17:26
от ис
Ответов: 1
Просмотров: 392
Гармония людей и природы в картинах художника Пластова

Автор Миссис уксус

Последний ответ 04 Октябрь 2016, 01:00
от Миссис уксус
Ответов: 6
Просмотров: 349
Акварель от японского художника Abe Toshiyuki

Автор Миссис уксус

Последний ответ 24 Сентябрь 2016, 03:51
от Миссис уксус
Ответов: 11
Просмотров: 253