В период съемок «Родни» умер Владимир Высоцкий. Михалков никогда не был другом Высоцкого, но выступил на панихиде. Уехал за границу и решил там остаться брат Никиты, Андрон Кончаловский. Вряд ли все это способствовало хорошему настроению режиссера, но работа шла своим чередом.
Съемки проводились в Днепропетровске. Именно там, на Южном вокзале, снимали сам вокзал и сцены в вагоне, где Мария Коновалова встречает попутчика (его играл Андрей Петров).
На съемках фильма «Родня» любопытный народ, прознав, что снимается Нонна Мордюкова, ждал обеденных перерывов. Ждал всегда не с пустыми руками. С картошкой, уже укропом посыпанной, с салом, с огурцами. Кое кто и с самогоном. Нонна Викторовна сидела на скамейке и сортировала приготовленную специально для нее снедь: «Это осветителям надо отнести, они голодные» или: «А почему у тебя огурцы такие хреновые?!» И никто не обижался. Все ждали этих встреч с любимой артисткой с благоговением.
Художниками-постановщиками трепетно переданы мельчайшие детали быта (позабавили таблички: на двери туалета — «Тигр уссурийский» и на входной: «Соблюдайте тишину»); реалии тех лет — олимпийская символика на футболке и сумке героини Нонны Мордюковой, «Дельтаплан» Леонтьева, Наушники ТДС-1 на голове внучки и Марии на балконе, «Boney M».
Михалков обратился к сценарию Виктора Мережко, который назывался «Была не была». В дальнейшем появятся новые рабочие названия — «Туда и обратно», «Необыкновенная история» и т.д. Название «Родня» появилось позднее, когда съемки были уже закончены.
Знаменательна «Родня» еще и тем, что в этой картине Михалков снял новых для себя актеров, с которыми не работал раньше.
Из прежних остался чудесный Юрий Богатырев в роли зятя Стасика.
А вот на смену Елене Соловей, Олегу Табакову, Александру Калягину и прочим пришли Нона Мордюкова, Светлана Крючкова, Иван Бортник и другие. И первая встреча Михалкова с молодым, да юным, простым начинающим актером Олегом Меньшиковым.
Мария Коновалова — просто Мария — получилась у Нонны Мордюковой замечательной, в чудесном сплаве комедии и драмы. Здорово сыграла дочь Марии, Нину, Светлана Крючкова — ярко и узнаваемо. Для нее это была одна из первых ролей.
А вот Вовчиком, мужем Марии, который сбежал от нее в город, мог стать не Иван Бортник, а Олег Борисов. Михалков с Мережко специально приезжали к актеру в Ленинград — уговаривать Олега Ивановича сыграть Вовчика. Но Михалкову категорически запретили снимать Борисова. У того были проблемы из-за его отказа снятся в роли Достоевского в проходной картине.
Так что пришлось возвращаться к кандидатуре ранее утвержденного Ивана Бортника, артиста из Театра на Таганке. Надо сказать, Бортник справился с ролью замечательно. Знаменитый Промокашка из сериала «Место встречи изменить нельзя» (Как снимали фильм) сыграл остро, многопланово и ничуть не слабее Мордюковой.
Мальчик Федя Стуков — Том Сойер — сыграл в «Родне» девочку Иришку, внучку Мордюковой, дочку Крючковой. Знаменательно было, что в картине снялся Олег Меньшиков, тогда еще юный и некапризный. Это было начало плодотворного сотрудничества двух «М» — Михалкова и Меньшикова, вылившегося затем в картины «Утомленные солнцем» и «Сибирский цирюльник».
Именно в днепропетровский период произошел крупный конфликт между Михалковым и Мордюковой. Ссора разгорелась во время съемок финальной сцены на вокзале, где провожали в армию новобранцев. Для Мордюковой сцена нелегкая — она ищет в толпе своего Вовчика. Отчаянная, трагическая сцена. Ведь это был период ввода советских войск а Афганистан.
А актриса вместо того, чтобы готовиться к съемке, засела в вагончике, где попивала вино вместе с другой актрисой, Риммой Марковой. Михалкову это понравиться не могло, вот он и начал провоцировать Мордюкову во время съемок, дескать, народная артистка, а ничего не может. Мордюкова не выдержала, побежала в вагончик. Михалков за ней. В результате актриса толкнула своего режиссера ничуть не хуже, чем зятя Стасика в кино.
Потом Мордюковой «скорая» сделала укол, Михалкова Нонна Викторовна обозвала козлом. Опять же это было похоже на кино. Вспомните опрометчивую фразу Юрия Богатырева (Стасика), после чего он полетел на пол: «Если я, Мария Васильевна, козел, то ваша дочь соответственно…»
Мордюкова перестала общаться с Михалковым, засобиралась в Москву. Потом все-таки продолжила съемки, общаясь с Михалковым исключительно через оператора Павла Лебешева. Позднее в гостинице состоялось примирение в присутствии всей съемочной группы. Михалков был в слезах — это, наверное, тронуло суровую Мордюкову.
Как Никита Михалков стал официантом
В той гостинице, где мы тогда жили, (Это была гостинница «Расвет» около набережной Днепра) как раз построили ресторан, — вспоминает давний соратник Никиты Михалкова и художник фильма Александр Адабашьян. — Из-за каких-то бюрократических проволочек ресторан еще не открыли, хотя внутри все было готово к приему посетителей.
Туда-то нас и пустили снимать сцену с банкетом. В эпизодах играла вся съемочная группа, а пернь с черными усиками на самом деле ассистент режиссера Тамара Кудрина. Засветился в «Родне» и сам Никита Сергеевич Михалков да еще вместе с художником Александром Адабашьяном, оператором Павлом Лебешевым.
Эта славная троица держит на себе сцену в ресторане, придавая и так колоритному эпизоду колорит необыкновенный. В этом же ресторане вся группа осталась праздновать окончание съемок.
Так что вкусный реквизит — огромная индейка, которую проносит по залу повар, все напитки и закуски — был использован по назначению.
«Откуда ты взялся такой?» — спрашивает Мария официанта. «Да я тут живу недалеко»!
Тяжелым испытанием для актрисы стала съемка еще одного эпизода. Помните сцену, когда Мордюкова танцует в кафе вместе с Богатыревым? Так вот, этот танец чуть не стал для Нонны Викторовны последним.
Незадолго до съемок актриса почти полтора месяца лежала в больнице с сердечной недостаточностью. Однако признаваться, что «стара стала баба», Нонна Викторовна не хотела.
Поэтому, когда Михалков велел Мордюковой репетировать с приглашенным хореографом ее танец, пошла, высоко подняв голову. Во время репетиции Нонна Викторовна, натура увлекающаяся, вошла в раж.
И начала так отплясывать, будто и не было ни сердца больного, ни лет прожитых. И только когда танцы закончились и все разошлись, внезапно почувствовала: дурно ей. Вызвали «скорую», ее положили в инфарктное отделение больницы скорой помощи. Весь персонал и больные старались ее увидеть или поздороватся. Моя мама лежала два дня с ней в одной палате. По ее рассказам Нонна Мордюкова развлекала всех байками из своей жизни, шутила как и все, просто и по народному.
Интересные факты:
-Эпизод, в котором у персонажа фильма внезапно звонит находящийся в его портфеле будильник, Никита Михалков использовал впоследствии также в своём фильме «12».
-Днепропетровск был выбран потому, что там жил родной брат сценариста Виктора Мережко — Юрий
— Ради съёмок в фильме Нонна Мордюкова согласилась на золотые коронки на зубах и химическую завивку.
Из фильма слов не выкинешь:
-Ума нема — считай, калека.
-Едрить твою! Чтоб у тебя руки поотсыхали! Ой, извините. Нины нету, я… это мама её.
-Интересно, бабушка, за углом. Как пойдёшь — сразу налево.
-Одинокая женщина — это неприлично!
-Танцевать, тёща!
-Хозяев у нас давно нет. С хозяинами мы еще в семнадцатом покончили.
-С утра до вечера — как рыба об лёд, как рыба об лёд!