Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Певица Алсу подала на развод с мужем после 18 лет брака (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Агатах 2. Актер Калныньш рассказал об отказе от общения с русскими друзьями (Музыка и новости шоу-бизнеса) от irinka5 3. Все было решено: на последнем показе Алсу появилась с другим человеком (Музыка и новости шоу-бизнеса) от irinka5 4. «В святом месте или на дискотеке?»: Анастасию Костенко раскритиковали за внешно (Интересное и необычное) от Сонька 5. Нарывается на скандал? Лолита Милявская в дерзком мини-платье появилась в шоу « (Музыка и новости шоу-бизнеса) от irinka5 6. Вклад наших домашних питомцев в искусство)) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Венди
7. Решила разрушить семью? Тигран Салибеков поскандалил с тещей (Дом 2 слухи) от irinka5 8. Квартира Нетребко в Вене выдает в ней хлебосольную хозяйку, но есть два нюанса (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Нола 9. Ломали мебель, срывали двери: подростки из Белгорода разнесли лагерь (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от подруга 10. Ольга Бузова высмеяла спортивные достижения Дмитрия Тарасова (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Кира2111 11. Как назовём? (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Nata4a 12. смех (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от НАДЕЖДА Я

16 мая 1887 года родился поэт и переводчик Игорь Северянин.  (Прочитано 1335 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ива

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 18649
  • Карма: 29649
5
16 мая 1887 года родился поэт и переводчик Игорь Северянин.

"Однажды в дождливый темный день в мой вагон вошел на Екатерининской площади пассажир в черной шляпе,
наглухо застегнутом пальто и коричневых лайковых перчатках.
Длинное, выхоленное его лицо выражало каменное равнодушие к московской слякоти,
трамвайным перебранкам, ко мне и ко всему на свете.
Но он был очень учтив, этот человек, — получив билет, он даже приподнял шляпу и поблагодарил меня.
Пассажиры тотчас онемели и с враждебным любопытством начали рассматривать этого странного человека.
Когда он сошел у Красных ворот, весь вагон начал изощряться в насмешках над ним.
Его обзывали "актером погорелого театра" и "фон-бароном".
Меня тоже заинтересовал этот пассажир, его надменный и, вместе с тем, застенчивый взгляд,
явное смешение в нем подчеркнутой изысканности с провинциальной напыщенностью.

Через несколько дней я освободился вечером от работы
и пошел в Политехнический музей на поэзоконцерт Игоря Северянина.

"Каково же было мое удивление", как писали старомодные литераторы,
когда на эстраду вышел мой пассажир в черном сюртуке, прислонился к стене
и, опустив глаза, долго ждал, пока не затихнут восторженные выкрики девиц и аплодисменты.

К его ногам бросали цветы — темные розы.
Но он стоял все так же неподвижно и не поднял ни одного цветка.
Потом он сделал шаг вперед, зал затих, и я услышал чуть картавое пение очень салонных и музыкальных стихов:

Шампанского в лилию! Шампанского в лилию! —
Ее целомудрием святеет оно!
Миньон с Эскамильо! Миньон с Эскамильо!
Шампанское в лилии — святое вино!


В этом была своя магия, в этом пении стихов, где мелодия извлекалась из слов, не имевших смысла.
Язык существовал только как музыка. Больше от него ничего не требовалось.
Человеческая мысль превращалась в поблескивание стекляруса, шуршание надушенного шелка,
в страусовые перья вееров и пену шампанского.

Было дико и странно слышать эти слова в те дни,
когда тысячи русских крестьян лежали в залитых дождями окопах
и отбивали сосредоточенным винтовочным огнем продвижение немецкой армии.
А в это время бывший реалист из Череповца,
Лотарёв, он же "гений" Игорь Северянин, выпевал, грассируя, стихи о будуаре тоскующей Нелли.

Потом он спохватился и начал петь жеманные стихи о войне, о том,
что, если погибнет последний русский полководец, придет очередь и для него, Северянина,
и тогда "ваш нежный, ваш единственный, я поведу вас на Берлин".

Сила жизни такова, что перемалывает самых фальшивых людей, если в них живет хотя бы капля поэзии.
А в Северянине был ее непочатый край.
С годами он начал сбрасывать с себя мишуру, голос его зазвучал чуть человечнее.
В стихи его вошел чистый воздух наших полей, "ветер над раздольем нив",
и изысканность кое-где сменилась лирической простотой:
"Какою нежностью неизъяснимою, какой сердечностью осветозарено и олазорено лицо твое".
К. Паустовский "О Северянине"
(Из книги "Повесть о жизни")
-------------------------------------------------------
В ДУБРАВЕ

Мира не переделаешь,
Благородства в него не вложишь,
Черное подло, как белое,
Повсюду одно и то же.

Все партии отвратительны,
Потому что они партийны.
Поэтому с людьми мучительно:
Их подлость почти стихийна.

В деревне ли жить ли, в городе ль,
Ах, люди повсюду люди.
Уж лучше к простору озер идти:
Там все же их меньше будет.

Вздохнешь на безлюдьи чуточку
От взора, вражды и каверз,
Спасительную взяв удочку,
К зеленой идя дубраве...


Игорь Северянин
ссылка
« Последнее редактирование: 16 Мая 2016, 10:22 от ива »


Оффлайн ива

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 18649
  • Карма: 29649
УВЕРТЮРА
Ананасы в шампанском

Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Удивительно вкусно, искристо и остро!
Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском!
Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо!

Стрекот аэропланов! Беги автомобилей!
Ветропросвист экспрессов! Крылолет буеров!
Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили!
Ананасы в шампанском - это пульс вечеров!

В группе девушек нервных, в остром обществе дамском
Я трагедию жизни претворю в грезофарс...
Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!
Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

Январь 1915. Петроград--------------------------------------------------------------------------------

История создания
По воспоминаниям литератора Вадима Баяна, будучи в гостях у него,
Маяковский окунул кусок ананаса в шампанское,
съел и посоветовал сделать то же сидевшему рядом Северянину.
Тот сразу же сочинил первую строфу будущего стихотворения.

Критика
Критик Н. Боровская написала об этом произведении:
В нервном ритме стихотворения — ритм начала века.
«Ананасы в шампанском» — ведь это символ времени, его неожиданность и острота, его открытия,
его извивы и изыски, эксцентрическое соединение прежде несовместимого.
Как сжато, как ярко и выразительно — гениально!

Один из планов стихотворения — тонкая, едва уловимая ирония, и читателями, не способными эту иронию уловить,
оно нередко воспринималось как глупая и претенциозная безвкусица.
Так, критик В. П. Кошелев писал:
Прочитал я эту «Увертюру» и снисходительно пожал плечами. Глупость и претенциозность страшная…
Но что-то во мне, наверное, осталось.
И нет-нет, да приходила в голову совсем непоэтическая мысль:
а неужели «ананасы в шампанском» — это действительно так вкусно..
Проверить это было несложно.., но я все как-то не решался.
Боялся разочароваться, боялся перевести поэзию в быт…
Потом попробовал — в стихотворении гораздо «вкуснее»

Стихотворение в культуре
Фраза «Ананасы в шампанском» стала символом обывательской мечты о богемной, «красивой жизни»:

«…это было уже пределом мечтаний и воплощением грёз;
это уже пахло мороженым из сирени и ананасами в шампанском
…»

Л. Успенский. Записки старого петербуржца.
Существует распространённое мнение, что Владимир Маяковский написал своё знаменитое двустишие,
вошедшее в поэму «Владимир Ильич Ленин»

«Ешь ананасы,
 рябчиков жуй,
день твой последний
 приходит, буржуй
»,

имея в виду именно стихотворение Северянина.

Фраза «Ананасы в шампанском», как и всё стихотворение, связано в массовом сознании с образом Северянина,
рисуя его утончённым, манерным эстетом, что иногда входило в резкий диссонанс с действительностью.
Так, поэт Павел Антокольский рассказывал, что в юности был потрясён,
когда Северянин в его присутствии заказал в ресторане не воспетые им «ананасы в шампанском»,
а штоф водки и солёный огурец.
Песня «Ананасы в шампанском» присутствует в репертуаре Александра Новикова.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

« Последнее редактирование: 16 Мая 2016, 10:43 от ива »

Оффлайн ива

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 18649
  • Карма: 29649
Северянин Игорь

Встречаются, чтоб расставаться

Встречаются, чтоб расставаться,
Влюбляются, чтоб разлюбить.
Мне хочется расхохотаться
И разрыдаться, и не жить!
Клянутся, чтоб нарушить клятвы,
Мечтают, чтоб клянуть мечты...
О, горе тем, кому понятны
Все наслаждения тщеты.
В деревне хочется столицы...
В столице хочется души...
И всюду человечьи лица
Бесчеловеческой души...
Как часто красота уродна
И есть в уродстве красота...
Как часто низость благородна
И злы невинные уста.
Так как же не расхохотаться,
Не разрыдаться, как же жить,
Когда возможно расставаться,
Когда возможно разлюбить?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Оффлайн ива

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 18649
  • Карма: 29649
Звёзды

 Бессонной ночью с шампанским чаши
 Мы поднимали и пели тосты
 За жизни счастье, за счастье наше.
          Сияли звёзды.

Вино шипело, вино играло.
Пылали взоры и были жарки.
 "Идеи наши,- ты вдруг сказала,-
         Как звёзды - ярки!"

Полились слезы, восторга слезы...
Минуты счастья! Я вижу вас ли?
Запело утро. Сверкнули грёзы.
          А звёзды... гасли.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оффлайн ива

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 18649
  • Карма: 29649
Игорь-Северянин (настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв;
1887, Санкт-Петербург – 1941, Таллин), русский поэт.

Сын военного инженера. С 1904 г. за свой счёт выпустил 35 стихотворных брошюр,
но своим дебютом считал публикацию в 1905 г. стихотворения «Гибель "Рюрика"».

Первый сборник стихов – «Зарницы мысли» (1908).
Причисляя себя к последователям «чистых лириков» К. М. Фофанова и М. А. Лохвицкой,
особенно популярных на рубеже 19–20 вв., выступил как певец гротескно-элегантной городской жизни,
изящную праздность и салонный эстетизм которой изображал не без иронической дистанции,
называя себя «не лирик, а ироник».

Ввёл ряд формальных новшеств в поэтический язык,
его неологизмы бездарь, окалошить, оэкранить, разузорить и т. п. подсказали пути словотворчества В. В. Маяковскому.
Северянин использовал редкие стихотворные размеры, создавал новые поэтические формы:
гирлянда триолетов, квадрат квадратов, дизель и др.

Поэзия Северянина вызвала негодование Л. Н. Толстого и приветствие В. Я. Брюсова.
Отрицая «ресторанно-будуарную» тематику Северянина, М. Горький ценил мелодичность его стиха.

В 1911 г. Северянин возглавил группу эгофутуристов (Р. Ивнев и др.),
затем на короткое время примкнул к кубофутуристам (В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский).
Сборники «Качалка грёзэрки», «Очам твоей души» (оба – 1912), «Громокипящий кубок» (1913),
«Златолира» (1914), «Ананасы в шампанском», «Victoria Regia»,
«Поэзоантракт» (все – 1915) отличались нарочитой вычурностью.

В феврале 1918 г. на поэтическом вечере в московском Политехническом музее
Северянин был избран «королем поэтов».
В эмиграции много гастролировал с чтением своих стихов:
Литва, Латвия, Германия, Финляндия, Польша, Чехословакия, Югославия, Франция, Болгария, Румыния.
С 1935 г. жил в Таллине. «Противоречия» «художника-индивидуалиста,
захваченного настроениями масс» (Северянин), нашли отражение в сборниках «Вервэна» (1920), «
Миррэлия», «Менестрель» (оба – 1922), «Соловей», «Трагедия титана» (оба – 1923),
 «Классические розы» (1931) и др.

Северянин с кон. 1910-х гг. откликался на актуальные политические события в России и мире,
тосковал по Родине, что выразилось в автобиографических романах в стихах «Колокола собора чувств»,
«Роса оранжевого часа» (оба – 1925), «Рояль Леандра» (1935), в сборнике сонетов «Медальоны.
Сюжеты и вариации о поэтах, писателях и композиторах» (1934).

Поздние стихи Северянина положены на музыку С. В. Рахманиновым, А. Н. Вертинским.

Источник - «Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия»
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
« Последнее редактирование: 16 Мая 2016, 11:21 от ива »


Онлайн Миссис уксус

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 82740
  • Имя: Лариса
  • Карма: 293185
ЧУдный  пост! Спасибо! Жаль не все оценили!  :dart:  :flower3:


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.071 секунд. Запросов: 49.