Владимир Басов. 28 июля 1923 г. – 17 сентября 1987 г.
Владимира Павловича Басова трудно назвать человеком красивым – крупный нос, худое вытянутое лицо, торчащие большие уши. Но вся история его жизни – это история увлекательных и очень драматичных взаимоотношений с известнейшими актрисами, красивейшими женщинами своего времени...
Как вспоминает сын Владимира Басова от второго брака Владимир Басов–младший: "когда отца об этом спрашивали, он всегда отвечал: «Я — русский Жан Рошфор!». Был такой французский актер — сейчас его, к сожалению, уже мало кто помнит — они с папой даже внешне чем–то похожи. Рошфора обожали все женщины Франции, а Басова — все женщины Советского Союза. Моя жена говорила, что чисто по–женски она понимала поклонниц отца: от него исходила настолько сильная мужская энергетика, что ее нельзя было не ощутить, даже просто стоя рядом.
Заметной фигурой Владимир Павлович, к слову, был не только из–за своей характерной, запоминающейся внешности. У него имелся потрясающий дар влюблять в себя окружающих людей, и даже недруги обожали его импровизации и шутки. Басов в буквальном смысле фонтанировал идеями, творческая фантазия этого человека отличалась удивительным правдоподобием, превращая самые невероятные этюды в реалистические портреты, будто бы подсмотренные с натуры. Кроме того, друзья отмечали его поразительную смелость в суждениях, резкость и прямоту высказываний по больным вопросам, как в профессии, так и в жизни. На женскую половину потока блестящий острослов Басов производил неизгладимое впечатление. Уже по окончании первого года обучения Басов начал встречаться с одной из самых красивых и заметных девушек курса Розой Макагоновой.....
К сожалению, в личной жизни режиссера все было не так гладко. Со своей первой женой, Розой Макагоновой, он по неизвестным причинам расстался. Существует версия, что Басов ушел, когда узнал, что из–за болезни Роза никогда не сможет подарить ему детей. Так это или нет — неизвестно, однако в конце 1956 года Владимир Павлович познакомился со студенткой четвертого курса ВГИКа Натальей Фатеевой. В конце пятидесятых годов эта молодая и одаренная девушка считалась одной из самых перспективных актрис отечественного кинематографа.
Увидев пришедшую на пробы студентку, Владимир Павлович в буквальном смысле потерял голову, сообщив ей уже при первой встрече: «Выходите замуж за меня». Фатеева, для которой это были первые пробы на «Мосфильме», предложение известного режиссера приняла за шутку и сама отшутилась в ответ: «Вот сыграю у вас, тогда и решим».
Они поженились. В 1959 у них родился сын Владимир, так же, как и отец, ставший впоследствии актером и режиссером. Брак продолжался всего несколько лет...
Расставание Басова и Фатеевой произошло после того, как Владимир Басов увидел Валентину Титову на съемках фильма «Метель», и влюбился в нее.
Валентина Титова позже вспоминала: "Когда молоденькая, никому не известная актриса появляется на студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в тот раз. Сбежалась половина «Мосфильма», и Басову сказали, что на студии появилась красавица–студентка. Он попросил, чтобы меня к нему привели. Я лишь мельком заглянула к нему в комнату, сказав, что не могу сниматься, и ушла. Владимир Павлович, когда за мной закрылась дверь, объявил всем, сидевшим в комнате: «Я женюсь». Он однозначно решил, что я буду сниматься в «Метели». Но о том, чтобы я снималась в кино, не могло быть и речи. Я — ученица Товстоногова, и нас готовили только для сцены. Что же делает влюбленный мужчина? Он звонит помощнику министра культуры Екатерины Фурцевой Калинину, и за его подписью Товстоногову была послана телеграмма с указаниями отпустить меня на съемки. Это было ЧП в театре. Когда я вернулась в Ленинград и пришла в театр, на меня смотрели, как на отступницу. Басов сразу выбрал меня и как актрису, и как жену…".....
По стечению обстоятельств, Владимир Басов как актер наиболее известен как комический актер второго плана: будь–то всеми любимый Дуремар из "Приключений Буратино", худощавый волк из фильма "Про Красную шапочку", либо ж суровый милиционер из фильма " Операция «Ы» и другие приключения Шурика" ("Ну, граждане алкоголики, хулиганы, тунеядцы, кто хочет сегодня поработать?").
В то же время среди самых памятных его режиссерских работ, безусловно будут: лидер советского кинопроката 1968 года — четырехсерийная эпопея "Щит и меч", в общем итоге собравшая порядка семидесяти миллионов зрителей; и, разумеется, экранизация романа Михаила Булгакова ""Белая гвардия" — "Дни Турбиных".
Именно эта работа, по мнению близких, стала для Басова роковой — сняв «Дни Турбиных» в 1975 году, он в течение пяти лет вообще ничего не снимал — случился инфаркт, а также распался третий брак. Некоторое время Владимир Павлович бездействовал, и вернулся в режиссуру лишь в 1980 году, сняв картину по роману Скопа «Факты минувшего дня». В 1982 фильм был удостоен Госпремии РСФСР, спустя год Владимиру Басову присвоили звание народного артиста. А в апреле 1983 у Басова случился первый инсульт.