6 октября, Москва, ММДМ, Суббота, 19:00 "ТРАГИЧЕСКИЙ ТЕНОР ЭПОХИ"*** Монолог Олега Погудина в конце 1 отделения концерта- Есть у Вертинского в одной из его грустных "ариеток Пьеро" – так он называл свои песни
до революции семнадцатого года и даже некоторое время в эмиграции, –
под таким названием его песни издавались…
Есть у него слова: «Сколько вычурных поз, сколько сломанных роз…» -
а я вот все не устаю удивляться, и испытывать настоящее счастье от обилия цветов на наших концертах,
от обилия вашей любви к тому, что вместе с нами выходит на сцену, –
иногда торжественно, иногда очень тихо и нежно, - к тому, что писали люди много-много-много лет назад,
которые умели любить цветы, которые умели их видеть, которые умели их слышать,
слышать их аромат, которые умели понимать то, что не умеем понимать мы сейчас…
Ценность каждого мгновения жизни, не только потому, что оно мимолетно,
а потому, что оно наполнено своим собственным содержанием и нам сейчас,
при всех наших достижениях, - счастливых достижениях, на самом деле.
При нашем комфорте, при нашей мобильности, при нашей возможности постоянно узнать все тут же, -
нам во всем этом счастливом хороводе достижений современности
очень-очень не хватает одной важной вещи:
мы не успеваем различить, разглядеть, а в принципе, уже и различить детали.
А в деталях, на самом деле, все: и красота, и счастье и исполнения жизни каждого из нас.
Цветы, по счастью, живут не в цифровой эпохе, хотя мы можем, конечно,
послать друг другу открытки электронные с изображением цветов.
Но, вот то, что сейчас у меня в руках этот тяжелый и прекрасный груз, это говорит о том,
что мы еще не совсем потерянное поколение и поколения.
Это говорит о том, что нам, как и людям давным-давно живущим,
необходимы правда, красота и любовь.
Песни, которые вы приходите слушать, песни, которые мы выносим на эту площадку –
эти песни, на самом деле, завещание. Очень красивое и, все-таки, завещание от людей,
которые умели любить жизнь, которые умели любить друг друга, которые умели любить цветы…
Есть у Гумилева пронзительное стихотворение «У меня не живут цветы»,
написанное как раз вот на пороге, на границе страшного слова «эпохе».
«Трагический тенор эпохи» - это сегодняшняя наша программа,
и обращение к поэтам начала XX столетия – как раз ее тема.
У нас с вами живут цветы.
Дай бог, чтобы они жили и дальше… До встречи во втором отделении концерта.
*** Монолог в конце 2 отделения концерта- Я, пожалуй, отпущу музыкантов со сцены… Для тех, кто остался, кто сейчас вместе с нами..,
вместе с нами еще существует в этой музыке, в этих словах, в этих текстах, в этих смыслах, -
мне хочется сказать вам всем огромное спасибо.
Мы начали концерт с песни Шарля Азнавура, и я не думал говорить сегодня ему никаких слов…
Об этом великом певце, великом исполнителе, великом артисте, потому что, собственно говоря,
бессмысленно: вроде бы ничего не придумаешь нового. Но есть интересные наблюдения.
Шарль Азнавур стал знаменитым тогда, когда еще был знаменитым Александр Вертинский.
В пятидесятых годах Азнавур, уже очень молодой еще, он тогда уже был известный исполнитель:
его уже тогда любили, его песни, которые только рождались, еще когда я приходил в этот мир,
они заставляли людей смеяться, плакать; заставляли испытывать восторг, печаль, радость,
сомнение и уверенность в счастье.
Есть исполнители, присутствие которых среди нас, настолько же важно, насколько их творчество.
Такой, например, была Алла Николаевна Баянова, которая ушла примерно в этом же возрасте,
в таком же возрасте, как Азнавур, едва отметив 95-летие.
Если я правильно помню, 95 лет еще отмечали, но как-то сразу после этого…
Такой и конечно Шарль Азнавур.
Я не буду говорить сегодня об ушедшей Монтсеррат Кабалье просто потому,
превращалась бы наша встреча в такое траурное воспоминание: траура здесь нет совсем.
Не потому, что мы не горюем об этих людях, не скучаем о них… Невероятно скучаем.
А потому, что за ними, за всеми стоит свет, он исходит от них и сейчас.
Но пока они были живы, они… знаете, передавали какую-то уверенность.
Вот можно было увидеть Шарля Азнавура на концерте или просто случайно, как мне, допустим,
посчастливилось увидеть его в быту и понять, что это все не легенды,
это все не что-то подернутое флером романтическим,
но, тем не менее, такой вот уже патиной прошедших лет…
Нет, это все живо, это все сейчас среди нас и мало того, что самое потрясающее –
в девяносто лет, в девяносто с лишним лет, на том же уровне артистического делания,
какое было когда-то давно-давно-давно.
Мы не говорим о физических силах, здесь можно говорить о чем-то совершенно ином.
Эпоха жила среди нас. Он жил с нами.
К эпохе можно было прикоснуться, можно было пожать руку Азнавуру и..,
тем самым, пожать руку Эдит Пиаф. Можно было поцеловать руку Алле Николаевне Баяновой
и, тем самым, передать привет Петру Лещенко.
Можно было, можно было, можно было… Было. Сегодня уже было…
Наверное в этом нет никакой из ряда вон выходящей трагедии, -
для меня есть, потому, что на эстраде очень мало достойных исполнителей,
не в смысле вокальных данных, не в смысле музыкальности, не в смысле пластичности –
этого всего дос-та-точ-но.
Плохо со вкусом, но это как бы вообще, в принципе, плохо в наше время.
А вот с достоинством очень трудно, - не то, чтобы плохо..,
было бы пошло обвинять нынешнюю эстраду в недостойном существовании, вот.
Мы все существуем достаточно тяжело. Но.
Пока был жив Азнавур – эстрада, тире достоинство – эта формула соблюдалась, она существовала.
Во всех смыслах, в том числе, в смысле невероятной человеческой скромности.
И сейчас нельзя сказать, что этого нет. Есть. Но очень мало. И уже не на кого опереться.
Не к кому обратиться и сказать, апеллируя, вот сказать:
«Вот посмотрите, вот он есть, есть, есть…». Уже там…
Мы с вами счастливые люди: мы слышали и видели многих великих артистов,
которые по-настоящему проживали очень достойно свой певческий и артистический век.
Иосиф Давыдович Кобзон недавно совсем ушедший, Валентина Толкунова,
с которой в самом конце ее земного пути мы подружились, и о которой я тоскую бесконечно,
потому что не успел узнать что-то очень важное.
Успел поразиться улыбке, успел поразиться нежности очень, на самом деле,
большого серьезного артиста – это так редко бывает… Невероятной щедрости…
К чему это все? На самом деле, к тому, что мы очень богатые люди,
но мы привыкли разбрасываться своими богатствами…
Давайте, по-жа-луй-ста, ценить друг друга.
Вот просто тех, кто у вас есть – цените их. За каждым из них стоит эпоха.
Прикоснувшись к кому-нибудь из ваших близких, можно прикоснуться ненароком, случайно, -
к Шарлю Азнавуру, к Алле Баяновой, к Александру Вертинскому, - ко многим-многим-многим,
которые всегда утешат и осчастливят нас своими песнями, даже несмотря на то, что здесь с нами их нет…
Будьте счастливы и здоровы. Спасибо.
(Влад Стров. Фото с кремлевской премьеры программы "Трагический тенор эпохи" (22.12. 2017)
Валентина Кочерова
06.10. 2018. Москва, ММДМ - Форум
ссылка pogudin-oleg.ru