Помните праздники в детстве? С чего они начинались?
Да с открыток же! С открыток в почтовом ящике, которые начинали приходить примерно за неделю до праздничного дня.
К нам в дом самой первой всегда приходила открытка от дядюшки из Калининграда. Не надеясь на скорость почты, он отправлял свои поздравления очень заранее, почти за полмесяца.)) Достав открытку из почтового ящика и даже не успев прочитать её, я стремглав неслась, перепрыгивая через две ступеньки, к своей квартире, и влетала в нее с воплем: "Мама, от дяди Илюши уже открытка пришла, давай скорее деньги! Ой, не успеем же всех поздравить..." Мама отсчитывала мне энную сумму, мы кооперировались с дворовой командой, выбирали день и совершали налет на все близлежащие почтовые отделения и киоски "Союзпечати".
При этом существовало между нами неписаное правило: открытку, которую выбрал один, другой покупать не имел никакого права. Поэтому и приходилось наматывать порой километры, чтобы набрать необходимое количество симпатичных картинок. Родня у нашей семьи большая, покупать всем одинаковые открытки тоже считалось "некомильфо". Поэтому "открыточная эпопея" занимала нередко не один день.
Подписывала открытки обычно мама. А мне, после того, как я научилась писать, доверяли надписать адрес. Ох, как же я старалась... А больше всего любила, когда у папы вдруг выдавалось свободное время и он мог освободить маму и заняться этим сам. Он подходил к этому вопросу очень творчески. В его поздравлениях всегда присутствовал юмор, он учил, что поздравление должно быть максимально искренним и очень ориентированным на личность человека. "Если уж берешься писать поздравление, пиши его от души, представляя конкретного человека," - так он говорил. С тех самых детских пор так и отношусь к этому, может потому современные открытки с заготовленным типографски отпечатанным текстом, не трогают и символом праздника не воспринимаются.
А какое удовольствие было получать открытки! Иногда это был почти единственный способ узнать что-то о далеком родственнике или друге семьи. Помню присланные другим дядюшкой - военным , мотавшимся по дальним гарнизонам, где иногда и почта-то существовала как нечто фантастическое— исписанные бисерным почерком открытки, когда текст, не умещавшийся на поле, для него отведенном, продолжался вокруг адреса получателя и даже в микроскопическом поле адреса отправителя. Ну, не любил этот дядюшка письма писать, а может некогда было? Но в предпраздничные дни пытался удержать ниточку родственной связи и писал много и подробно. А в конце всегда приписывал для меня: "Лялька, не будь лапшой!"
Один раз даже на самой картинке открытки это написал, чем меня позабавил от души.
Самые, как теперь говорят, "культовые»"открытки из детства — конечно же открытки Владимира Ивановича Зарубина. Абсолютно узнаваемые добродушные медвежата, лукавые зайчата, улыбчивые ёжики, румяные детишки — у каждого из нас в детстве были стопки работ этого доброго мастера почтовой миниатюры. Они на самом деле создавали празднично-смешливое настроение. Сейчас за этими открытками филокартисты гоняются. Несмотря на тогдашние миллионные тиражи, осталось их, видимо не так много. Конечно, открытка — сиюминутное творение, прошел праздник — и нет ее. Какое-то время они, конечно, хранились. Помню бабушка перевязывала стопки открыток ленточками. Но со временем куда-то исчезли. Растаяли вместе с исчезнувшей страной, оставив только сладкий флер воспоминаний о беззаботных днях детства....
Вспомним?
Между прочим, у этого солнечного, жизнерадостного художника жизнь была отнюдь не безоблачная. Подростком он был угнан в фашистский плен, работал в трудовом лагере в Руре. Был освобожден американцами и передан в нашу зону оккупации. Там поступил на службу стрелком в комендатуру Советской Армии. Уже тогда увлекся рисованием и после демобилизации работал художником в Москве: сначала в Министерстве угольной промышленности, потом на заводе. В 1956 году поступил в вечернюю школу, в 1958 её окончил. Параллельно с получением среднего образования занимался на курсах художников-мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм». В его творческом багаже около сотни рисованных мультиков, среди которых мне лично очень дорогие мистически-таинственные андерсоновские "Дикие лебеди" и "Три банана" по нежно любимой в детстве сказке Зденека Слабы. Приложил свою руку и к созданию нескольких выпусков "Ну, погоди", и к "Маугли", сыщик в "Возвращении Бременскиих музыкантов" тоже его, и к великолепной мульт-пародии "Ограбление по...", и к героико-романтическому и очень метафоричному мульту "Лебеди Непрядвы", которых я пересматриваю и сейчас, и каждый раз мурашки по коже бегут. А в душе гордость и горечь. Ах, какая мультипликация у нас была...
Владимир Иванович был настоящий профессионал, который отдается своему делу на все 100%. Его называли лучшим мультипликатором Советского Союза, его открытки расходились миллионными тиражами. Но в Союз кинематографистов его приняли только через 10 лет после подачи заявления, в конце 70-х. Казалось бы, ну какие могут быть претензии к художнику, рисующему абсолютно аполитичных зайчиков и ёжиков, призванных вызвать единственную эмоцию — добрую улыбку? А ведь были. Вот как сам он рассказывает о том, как приходилось продираться через тернии худсоветов в те времена:
"Посмотрят, бывало, эскиз и начинают разбирать его с соцреалистических позиций: "А где это вы видели собаку, ходящую на двух лапах?", или: "Какой же медведь будет кричать в лесу "Ау!"?" Как объяснишь? Или вот история с весенней открыткой, на которой Ёжик преподносит Ежихе леденцового петуха. Он у меня был в сапогах, так худсовет заставил обувь с Ёжика снять. Открытку я переделал, но Ёжика стало жалко — легко ли босиком в мартовском снегу? Вот я ему одну лапу поднял, чтоб не мёрзла."
Забавно, да...Читать забавно, а вот проходить через это... 2 инфаркта в те годы у Зарубина.
Когда начал рушиться Советский Союз, когда культура была мощно отодвинута на задворки государственных приоритетов, Владимир Зарубин ушел работать в небольшое издательство. Между прочим его гномики и зайчики в немалой степени поработали на имидж этого издательства. И на кошелек. Только вот самомУ доброму почтовику с этого мало что перепало. Сначала издательство начало нерегулярно оплачивать выполненные заказы, а затем ему просто сообщили, что денег нет и не будет, и уже выполненные работы, запущенные в тираж, останутся неоплаченными. Что значит сказать художнику, что его основное ремесло больше не будет давать ему кусок хлеба? Понимаете, да? Через несколько часов после этого разговора у Владимира Ивановича случился 3-й инфаркт, которого он не пережил...
А гномики, ёжики, зайчики, медвежата, продолжают ласкать глаз бывшей советской детворы. Теперь в основном в виртуальном виде, окунуться в детство и в который раз, глянув на чистые краски и простецки-добродушные сюжеты открыток, снова, как в те далекие годы придумать историю про этих забавных зверушек. Они к этому располагают, они не статичны, про них можно придумать свою сказку. И рассказать ее. Детям. Или внукам.
У меня, к сожалению, советских открыток почти не сохранилось. Все здесь показанные — из инета. У родителей были их залежи, но, боюсь, что после переезда прошлой осенью они канули в глубь реки под названием Лета... В отпуске проверю, вдруг мои подозрения не обоснованны? Тогда поделюсь.
Но может у кого есть? Покажите, а?
ссылка