Секс в СССР
Первые годы после победы Большевистской революции характеризовались невероятной, даже по сегодняшним меркам свободой нравов. Сексуальная революция 60-х - бледный отсвет того пожара, что разгорелся на просторах весьма пуританской до той поры Российской империи. Сексуальная свобода била ключом... И некоторых товарищей заносило очень конкретно...
Летом 1925 года в Москве появилось общество «Долой стыд!». Его участники решили бороться со стыдом как с буржуазным предрассудком. Группы людей по шесть-десять человек совершенно голыми маршировали по улицам, а на лентах, надетых поперек обнаженного тела, было написано: «Долой стыд - это буржуазный предрассудок». На дамах не было ничего, кроме обуви и сумочек для документов. Причем они ходили в таком виде в кино, в столовую для рабочих и даже ездили в трамвае. Правда, затея не вызвала понимания в обществе: говорят, бабушки, видя их, крестились, дети бросали в них камнями и гнилыми овощами.
Во время начавшихся в середине 20-х годов судебных делах по случаям изнасилования выяснилось множество нелицеприятных фактов. Оказывается, в среде комсомольской молодежи приобрели популярность так называемые «вечёрки», на которых молодые люди «пробовали» девушек. Подобные мероприятия обычно проводились в помещении комитета комсомола, — фабричного ли, заводского и т.д. — куда молодежь была обязана приходить на учебу о классовой борьбе, гегемонии пролетариата, для ознакомления с трудами Маркса, Энгельса, Ленина. После чего комсомольский лидер предоставлял парням право выбирать партнершу среди пришедших на собрание комсомолок.
Газета «Северный комсомолец» 2 марта 1924 года писала:
Молодёжь скорее, чем кто-либо должна и может покончить с традициями отмирающего общества... Пролетарский коллективизм молодёжи может привиться только тогда, когда и труд, и жизнь молодёжи будут коллективными. Лучшим проводником такого коллективизма могут явиться общежития-коммуны рабочей молодёжи. Общая коммунальная столовая, общность условий жизни - вот то, что необходимо прежде всего для воспитания нового человека.
В середине 1920-ых годов в Советской России активно проводилось изучение вопросов половой жизни. Больше всего исследователей интересовало, как половая жизнь влияет на жизнь общественную. В рамках исследования, более полутора тысяч московских студентов, отвечали на вопросы и заполняли анкеты. В посте приводятся некоторые выписки из этих анкет. Стоит отметить, что в анкетировании участвовали в основном выходцы из крестьянской и рабочей среды.
Вопрос о моей половой жизни для меня слишком интересен, я его давно хотел разрешить, а потому не удовлетворяюсь анкетой и даю дополнительные сведения. Рос я в бедной рабочей семье с деспотом отцом, 13 лет я убежал из дому и попал в среду воров и грабителей, таковым стал и сам, на деньги, добытые воровством, учился; ясно, что при таком положении дел я пустился в разврат. Много занимался проституцией, много испортил гимназисток, так как имел возможность самому учиться и быть прилично одетым. Дальше встретился с одной девушкой и пришлось жениться. Год знакомства до женитьбы много повлиял на мою половую жизнь, я этот год почти не развратничал, так она приковала меня своей красотой. Теперь, я не живу с ней... Надоела — мещанка, я опять развращаю женщин. Я не красавец, но обладаю черными глазами со взглядом, покоряющим женщин. На брак смотрю, как на ненужную вещь.
(Рабочий, 28 лет).
Хорошая анкета, но вроде не все вопросы есть. Я о себе добавлю еще: женился я в 1918 г., и первое половое сношение имел в том же году; проживши с женой 6 месяцев, меня забрали в Красную Армию, и после этого прослужил один год, был в отпуску и две недели имел половое сношение с женой. Потом опять уехал в армию и прослужил еще год и опять был дома в 20 году тоже две недели и тоже имел сношения с женой, но 20 года апреля месяца и по настоящее время полового сношения не имел, потому что в отпуск не ездил, и жена ко мне не приезжала, а в настоящее время я очень страдаю половой жизнью, потому что не имею случая. А что касается с проституцией, я даю вам честное слово — противник, потому что я их ненавижу и боюсь от них заразиться венерической болезнью. Я уже 2 года 4 месяца сношений не имел, но лучше еще два года не буду иметь половых сношений, чем иметь их с проституцией, или же лишь только для потребности. Я надеюсь, что по окончании курса нас отпустят в отпуск, и я свое наверстаю со своей женой, а пока будем ждать отпуска. Жду половых сношений со своей женой.
(Крестьянин, 22 года).
Замужество усилило интерес к общественной жизни.
Половая жизнь играет большую и сильную роль, она дополняет общественную жизнь, развивая и обогащая ее.
(Женщина 26 лет)
Хотелось бы сложить свою половую жизнь в виде кратковременных любовных отношений, которые не связывали бы жизнь, а проходили бы известными периодам. Я хочу жить самостоятельно, не зависеть ни от кого материально и проч.
(18 лет, девушка из рабочей семьи, не имела половых сношений).
После того как сексуальную вольницу прикрыли, а заодно придали КВД некоторые функции дознания, Сифилис сдался и потихоньку семейные ценности возобладали над революционными настроениями. Однако этого оказалось мало и маятник качнулся в другую сторону:
Идеи социалистического аскетизма в 30-е гг. стали чуть ли не нормой жизни. Проблемы половой любви не дискутировались теперь свободно на страницах молодежных журналов. На улицах Ленинграда невозможно было встретить не только девицу легкого поведения, но и фривольного духа рекламу или витрину. Внешне изменился даже стиль поведения молодежи. Побывавший в 1937 г. в Ленинграде знаменитый французский писатель Андре Жид с удивлением писал о выражении серьезного достоинства на лицах молодых людей без всякого намека на пошлость, вольную шутку, игривость и тем более флирт. Политическую систему устраивала деэротизация советского общества.