15 февраля 2015 года Церковь отмечает сразу два события: Сретение Господне и Неделю мясопустную, о Страшном суде. Будем разбираться по порядку. Начнем с глубочайшего по смыслу праздника Сретения Господня.
Слово "сретение" означает встречу. В основе праздника лежит, казалось бы, обычное, почти бытовое событие: на сороковой день после Рождения Иисуса (а мы все отмечали Рождество Христово именно сорок дней назад) родители Богомладенца Мария и плотник Иосиф, как и было положено по закону Моисея, приходят в храм. Здесь, в Иерусалимском храме и происходит Встреча, увековеченная в Евангелии.
Задолго до рождения Богомладенца жил в Иерусалиме некий праведник Симеон - переводчик Священных текстов с древнееврейского на греческий. Переводя пророка Исайю и его пророчества о том, что грядущий Спаситель, Мессия родится от Девы, Симеон усомнился в том, что Дева, не познавшая мужа, может родить. Тогда Симеону явился Ангел и сказал, что он будет жить до тех пор, пока воочию не увидит Христа. Жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, как оказалось, может быть и не в радость. Евангелие специально не останавливается на этом моменте, но дает нам понять, что праведный и благочестивый старец Симеон - а по преданию, к моменту встречи с Богомладенцем ему было уже 300 лет - жил все эти долгие годы ожиданием встречи - сретения. И вот сорокадневного Младенца Иисуса родители приносят в Иерусалимский храм. Сюда же, именно в этот день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и Симеон. Старец узнал в Младенце Спасителя, "взял Его на руки, благословил Бога и сказал: "Ныне отпущаешь раба Твоего Владыко, по слову Твоему, с миром". Сергей Аверинцев так перевел эту знаменитую евангельскую фразу - слова праведника Симеона: "Ныне отпускаешь Ты с миром слугу Твоего, исполнив слово Твое, Владыка, ибо видели очи мои спасение Твое, уготованное Тобою для всех народов…"
[attach=1]
Иосиф и Мария, услышав слова праведного старца, "дивились сказанному", а Симеон, благословив их, продолжил пророчествование: "… и сказал Марии, Матери Его: се (т. е. вот), лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий - и Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец". Эти слова старца Симеона прозревали ту борьбу, которая развернется вокруг явившегося в мир Христа. А слова, обращенные к юной Марии, "и Тебе Самой оружие пройдет душу" предсказывали крестный путь Богородицы, Ее страдания, когда Она будет стоять у Распятия Своего Сына.
Над глубочайшим смыслом Сретения - Встречи старца с Богомладенцем размышляли не только богословы, но и поэты. Вчитайтесь, как гениально формулирует самую суть Иосиф Бродский - стих, посвященный Анне Ахматовой.
Вот как поэт описывает уход из Иерусалимского храма старца Симеона после того, как он встретил Богомладенца - уход не в смерть, уход в Жизнь Вечную:
Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,
он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,
как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.
(Март, 1972 г)
Гениально схваченный образ: старец Симеон, ожидающий Встречи - Сретения с Богомладенцем, родившемся от Девы, ожидающий Встречи как избавления от противоестественно затянувшейся жизни, и - чудо! - Встреча, которая становится не столь долгожданным концом, но дверью, открытой в Жизнь Вечную. Открытой отныне для всех нас! Вот такой глубокий праздник - Сретение Господне, отмечает сегодня Церковь. И в 2015 году, из-за того, что Пасху в этом году мы празднуем 12 апреля, день Сретения оказывается по соседству с Вселенской мясопустной родительской субботой (мы поминали всех усопших вчера) и совпадает с Неделей мясопустной, о Страшном суде. О смысле такого совпадения можно подумать на досуге, а пока напомню: слово "неделя" на церковнославянском означает воскресный день. А вот семидневный цикл в Церкви называют "седмица". "Неделя о Страшном суде" - это воскресенье, когда по церковному уставу заканчивают употребление мяса (отсюда другое название - "мясопустная неделя"), в этот день на богослужениях вспоминают грядущий Страшный суд.
[attach=2]