Если твоя работа связана с общением – рано или поздно начинаешь уставать, даже не от общения, а от тех эмоций, которые эти самые люди тебе приносят. Они, возможно, и не хотели тебя обидеть или задеть, но какой-то косой взгляд, неосторожное движение или резкое слово способны весь позитивный настрой свети на нет. Что же делать? Не общаться вовсе? Не вариант. Даже если свести к минимуму общение с теми, кто паталогически умеет портить настроение на работе, то остаются друзья, знакомые, родственники, в конце концов. Становиться «человеком в коконе» - не пропускать внутрь ни одного замечания? Это не каждому под силам. Да и не по-человечески как-то. Для меня ответом на этот неразрешимый вопрос стала притча, которую нам рассказа преподаватель в институте.
Притча о пути совершенства и мертвецахК знаменитому подвижнику пришел начинающий монах, прося указать ему путь совершенства.
— Этою ночью, — сказал старец, — ступай на кладбище и до утра восхваляй погребенных там покойников, а потом приди и скажи мне, как они примут твои хвалы.
На другой день монах возвращается с кладбища:
— Исполнил я твое приказание, отче! Всю ночь громким голосом восхвалял я этих покойников, величал их святыми, преблаженными отцами, великими праведниками и угодниками Божиими, светильниками вселенной, кладезями премудрости, солью земли; приписал им все добродетели, о каких только читал в Священном Писании и в эллинских книгах.
— Ну, что же? Как выразили они тебе свое удовольствие?
— Никак, отче: все время хранили молчание, ни единого слова я от них не услыхал.
— Это весьма удивительно, — сказал старец, — но вот что ты сделай: этой ночью ступай туда опять и ругай их до утра, как только можешь сильнее. Тут уж они наверно заговорят.
На следующий день монах опять возвратился с отчетом:
— Всячески поносил я их и позорил, называл псами нечистыми, сосудами дьявольскими, богоотступниками; приравнивал их ко всем злодеям из Ветхого и Нового завета от Каина-братоубийцы до Иуды-предателя.
— Ну что же? Как же ты спасся от их гнева?
— Никак, отче! Они все время безмолвствовали. Я даже ухо прикладывал к могилам, но никто и не пошевельнулся.
Вот видишь, — сказал старец, — ты поднялся на первую ступень ангельского жития, которая есть послушание. Вершины же этого жития на земле достигнешь лишь тогда, когда будешь так же равнодушен и к похвалам, и к обидам, как эти мертвецы.
Дело даже не в том, чтобы стать «равнодушным». Нас же с детства учат, что нет отношения хуже равнодушия. Мол, по вине равнодушных все беды и т.д. Речь скорее о том, чтобы спокойно воспринимать оценки окружающих. Это не значит, не воспринимать их вообще – довольно часто взгляд со стороны может раскрыть вам суть проблемы, а то и натолкнуть на решение. Но бурная реакция на это проблеме явно не поможет, а вот анализ сказанного, пусть и беглый, может принести свои плоды. Поэтому когда в следующий раз вам захочется кинуть телефон об стену, представьте, что вы на кладбище (в хорошем смысле: где ваша реакция никого не «тронет», а задачу выполнить должны именно Вы, независимо от того, что вам там померещилось). И помните о золотом правиле – критикуешь – предлагай. Оно, кстати, работает в обе стороны: и когда я, и когда меня. Так что если к вам просто цепляются всякие "цепляки" без предложений по улучшению ситуации – можете смело вспоминать притчу. И можете еще при этом напевать строчку из песни одного рэпера Кравца: «Думай о других, помни о себе, чаще звони семье-Е-Е».