Древнекитайское чудо техники - колесница, указывающая на юг
Что делать, если нужно найти юг?.. Если пасмурно и нельзя определить по солнцу/звёздам... Если рядом нет мхов и лишайников... Если нет муравейников, травы, деревьев и до изобретения компаса 2.000 с гаком лет? Изобрести сложный навигационный механизм обратной связи, конечно же! Так и сделали древние китайцы в 2.600 году до н.э. (если верить легендам) или же в 200-265 г.г. если верить более приземлённым источникам.
Колесница, указывающая на юг, является механическим компасом, который сохраняет направление, заданное указателю, вдоль всего пути, по которому он проходит по принципу обратной связи (на вход системы подаётся сигнал, пропорциональный её выходному сигналу). На колеснице была смонтирована фигурка человека (соединенная с колёсами с помощью дифференциальных передач, которые интегрируют разницу во вращении колёс и таким образом определяет поворот колесницы), которая, независимо от направления движения самой колесницы, указывала вытянутой рукой на юг. В этом устройстве НЕ ИСПОЛЬЗОВАЛСЯ МАГНИТНЫЙ КОМПАС.
Колесница, указывающая на юг, считается одним из самых сложных механизмов, созданных древней китайской цивилизацией, она использовалась на протяжении всего средневекового периода. На протяжении истории многие китайские исторические документы упоминают колесницу, указывающую на юг, а некоторые описывают детальное устройство внутренних компонентов и принцип её работы.
Колесницу, которая неоднократно переизобреталась на всём протяжении истории Китая, можно использовать для построения прямых или геодезических линий. Путь, пройденный колесницей, будет геодезической линией на поверхности тогда и только тогда, когда указатель не вращается по отношению к колеснице на протяжении всего пути.
Самое забавное, что европейские инженеры в начале XX в. неоднократно пытались воссоздать рабочую модель, а некоторые вообще не верили что это правда, т.к. ни одной рабочей модели не сохранилось (только описание в древних текстах).
Конечно, тут были и недостатки: нельзя использовать на кораблях, подозреваю, что были погрешности на неровной местности, но для своего времени (да, кстати, и много веков спустя) это было просто чудо инженерной мысли, равного которому трудно найти.