27 Апреля 2024, 21:47
  • МультиВход
 | Активные темы | Лента
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн

* Комментарии к новостям

1. Самый любимый ученик - видео (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Максима 2. Тест: Можно ли назвать вас эстетом? (Мистика, предсказания, психология и астрология) от Максима 3. Богомолке продолжают скидываться деньгами. С радостью(с) (Дом 2 новости) от собака-кусака 4. Тасманские дьяволята - видео (В мире животных) от Стеллула 5. Миссис уксус, поздравляем с юбилеем! (Праздники и поздравления) от Пиночетинка 6. Из жизни пёсиков)) картинки (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Максима
7. Это что-то невероятное - гиф (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от Максима 8. Есть изменения после операции?🧐 (Дом 2 слухи) от Дейенерис 9. Светлана Из Тихого омута, поздравляем с 8-милетием! (Праздники и поздравления) от Sasha8 10. Юля Ефременкова купила восьмую квартиру (Дом 2 новости) от Dani 11. Тест: Кто вы из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»? (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от кнопка 12. Теперь у Карякиной лучшие друзья- Ермачиха и Холявин. (Дом 2 новости) от кети

Тема: Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова (  (Прочитано 2090 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

21 Января 2017, 23:58
Прочитано 2090 раз
Онлайн

Миссис уксус

Колючая команда

10
Портрет с подтекстом: почему княгиня Орлова осталась недовольна работой Серова (1911г.).

19 января исполняется 152 года со дня рождения знаменитого русского художника, классика мировой живописи Валентина Серова. В его творческом наследии преобладала портретная живопись, он был одним из самых модных портретистов конца XIX – начала ХХ вв. Знатные аристократки выстраивались к нему в очередь, несмотря на то, что Серов был и самым беспощадным художником – если ему не нравилась модель, он превращал ее портрет практически в шарж, хотя во многих случаях заказчики об этом не догадывались. Но княгиня Орлова заметила, что ее портрет – с подтекстом.

На первый взгляд, все в этом портрете совершенно – изображена представительница высшего света, которая слыла самой модной дамой Петербурга, в роскошном наряде, во всем блеске и великолепии своей красоты. Создается ощущение, что она присела лишь на минутку, готовая ехать на очередное светское мероприятие. Поэтому так неустойчива ее поза – она очень занята, ее уже где-то ждут, она остановилась на мгновение и вскоре упорхнет.

Однако при более детальном изучении картины становятся заметны и другие немаловажные детали. Художник запечатлел модель в момент ее сборов на очередной бал, в ее образе подчеркнута присущая ей легковесность мыслей и чувств, пустое высокомерие и напыщенность, за которыми нет ни глубины переживаний, ни интеллекта. Все ее помыслы сосредоточены исключительно на предстоящих удовольствиях и развлечениях. При этом художник не может сдержать улыбки и даже насмешки: как же бессмысленно и ничтожно такое существование!

Серов намеренно уходит от любования стройностью и грациозностью модели – он изобразил ее сидящей на низком пуфике, да так, что ее острые колени торчали вверх и вперед. Княгиня будто невзначай играет ниткой жемчуга на шее, но этот жест – не что иное, как указание на себя, подчеркивание значительности и важности собственной персоны. Поза княгини вычурна и неестественна, ее подбородок слишком высоко поднят, эта вызывающая надменность почти вульгарна: «А я Ольга Орлова, и мне все позволено, и все, что я делаю, хорошо».

Композиционный центр картины – роскошная шляпа княгини, огромная до такой степени, что эта непропорциональность бросается в глаза: она словно прихлопывает модель, опуская ее композиционно еще ниже. За спиной княгини стоит большая ваза, тень от которой на стене намеренно искажена – она повторяет очертания модели в огромной шляпе. Критики отмечали: это тонкий намек на то, что княгиня так же пуста, как и ваза у нее за спиной.

А. Бенуа о княгине Орловой писал: «Она была особо "милой", любезной, порой даже добродушной, но не особенно "содержательной". <...> Она знала большой толк в нарядах, которые всегда отличались какой-либо, иногда и очень смелой, оригинальностью». И. Грабарь давал княгине такую характеристику: «Она не могла стоять, сидеть, говорить или ходить без особых ужимок, призванных подчеркнуть, что она не просто рядовая аристократка, а первейшая дама при дворе». По отзывам современников, Орлова не интересовалась искусством, ее занимала исключительно мода и светская жизнь. Она не жалела денег на самые шикарные парижские платья.

Часто при работе над заказными портретами Серов не испытывал вдохновения, особенно если заказчик не вызывал у художника симпатии. Больше всего его разочаровывало несоответствие внешней красоты внутренней. Так случилось и с княгиней Ольгой Орловой. Чувство внутреннего сопротивления мешало передать грацию и обаяние модели. Серов знал о надменности и высокомерии гранд-дамы в сочетании с недалеким умом и самовлюбленностью. Поэтому именно эти черты и бросаются в глаза при детальном изучении портрета.

Серов сам не раз сознавался в том, что его интересует в первую очередь не внешность человека, а его сущность, проявляющаяся во внешних чертах. Увиденные им особенности часто бывали неожиданными и для позирующих, и для их знакомых. Художника часто упрекали в том, что он создает шаржи, а не портреты, на что он отвечал: «Что делать, если шарж сидит в самой модели, я-то чем виноват? Я только высмотрел, подметил».

Серов намеренно подчеркнул надменность, манерность и неестественность модели, и это не могло скрыться от наблюдательных глаз. Несмотря на то, что художник со всем тщанием изобразил и складки дорогого платья, и переливы меха, и шикарную обстановку вокруг модели, чувствовалось его ироничное отношение к позирующей. Княгиня была разгневана, но отреагировала по-аристократически сдержанно. Она подарила портрет музею Александра III (Русскому музею), при условии, что он не будет находиться в одном зале со скандальным портретом Иды Рубинштейн.


22 Января 2017, 01:29
Ответ #1
Оффлайн

gera


Миссис уксус:flower3: Спасибо!
Очень люблю Русский музей и стремлюсь туда всегда, но никогда бы не подумала, что это шарж.
Дама в волнении и всё.

22 Января 2017, 02:12
Ответ #2
Онлайн

Миссис уксус

Колючая команда

Миссис уксус:flower3: Спасибо!
Очень люблю Русский музей и стремлюсь туда всегда, но никогда бы не подумала, что это шарж.
Дама в волнении и всё.
gera, :dart: :flower3:


22 Января 2017, 07:30
Ответ #3
Онлайн

ЛенкаБелка

Колючая команда

Как же она заметила подтекст, если была пустоголовая? А вообще очень интересно, никогда не смотрела на картины с этой стороны!

22 Января 2017, 19:37
Ответ #4
Оффлайн

Лиль

Колючая команда

Княгиня изображена в позе нога на ногу, а эта поза в то время считалась вульгарной, как для женщин, так и для мужчин.
О вульгарности говорят нормы поведения в светском обществе.
Объясняется это тем, что такая поза была излюбленной у проституток. На одном колене у них была написана стоимость их услуг для состоятельных людей, а на другом – для менее обеспеченных. Одна нога закидывалась на другую в зависимости от того, кто к ним обращался.

В православии же говорится о том, что сидеть нога на ногу – беса на ноге качать. Поза такая говорит об отсутствии  гордыне, а где гордыня – и бес тут как тут.

Совершенно ясно, что художник жестко простебал княгиню.  :xixixi:


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка: