24 Мая 2024, 19:52
  • МультиВход
 | Активные темы | Лента
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн

* Комментарии к новостям


Тема: Угасшая звезда Мариса Лиепы: Что ускорило уход знаменитого танцовщика  (Прочитано 1608 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

27 Июля 2018, 07:24
Прочитано 1608 раз
Онлайн

Рогнеда

Колючая команда

13
27 июля могло бы исполниться 82 года звезде советского балета Марису Лиепе, но 29 лет назад его жизнь оборвалась. Он был артистом Большого театра и всемирно признанным танцовщиком, но в 1970-х гг. остался без работы. Что стало причиной его ухода из театра, и какие обстоятельства привели его к инфаркту в 52 года, – читайте далее.

В отличие от многих танцовщиков, которые грезили балетом с юных лет, Марис Лиепа заниматься танцами не собирался и о театре не мечтал. Он родился в 1936 г. в Риге в семье мастера сцены местного театра оперы и балета, рос очень болезненным и хилым, часто попадал в больницы. Знакомые советовали родителям отдать его в спортивную секцию или на футбол, но отец решил отвести сына в балетный класс при рижском хореографическом училище. От этих занятий мальчик не был в восторге, нередко прогуливал уроки. Но мать убедила его в том, что ни в коем случае нельзя бросать дело на полпути, и если уж за что-то взялся – надо довести дело до конца. Это стало стимулом для упорного и целеустремленного мальчика, и вскоре он достиг первых успехов.

В 13 лет Марис Лиепа уже выступал не только в детских спектаклях, но был задействован в «Бахчисарайском фонтане», «Ромео и Джульетте», «Дон Кихоте» и «Князе Игоре». Помимо балета, подросток занимался спортивной гимнастикой и плаванием. Когда ему было 14 лет, на него обратили внимание на Всесоюзном смотре хореографических училищ, и спустя 3 года пригласили продолжить обучение в Москве. К тому времени балет увлек его настолько, что в столице он уже не только не пропустил ни одного занятия, но каждый день приходил в класс раньше преподавателя и усердно работал.
Главная партия в спектакле «Щелкунчик» на сцене Большого театра стала дипломной работой Мариса Лиепы. Несмотря на успех, после окончания учебы его не оставили на главной сцене страны. Танцовщик вернулся в Ригу, а через полгода снова оказался в столице на декаде прибалтийского искусства. Его выступление настолько впечатлило Майю Плисецкую, что она пригласила его стать ее партнером во время гастролей в Венгрии. После этого танцовщику предложили работу в Московском академическом музыкальном театре.

В 1960 г. Мариса Лиепу приняли в труппу Большого театра. Говорят, решающим аргументом в пользу его зачисления было то, что во время собеседования танцовщик не задавал вопросов о зарплате, а поинтересовался лишь своим будущим репертуаром. В итоге он был занят во всех самых выдающихся постановках Большого театра.
В 1964 г. в Большой театр пришел новый балетмейстер – Юрий Григорович, который сыграл в судьбе танцовщика роковую роль. С одной стороны, именно он зажег звезду Мариса Лиепы. Первый этап их сотрудничества был очень плодотворным: роль Ромео в Великобритании принесла ему славу «балетного Лоуренса Оливье», а роль Красса в «Спартаке» стала наивысшем достижением, за которое в 1970 г. он получил Ленинскую премию. Говорили, что в этой роли превзойти Лиепу было просто невозможно. Сам он в своей книге «Я хочу танцевать сто лет» писал: «Танец – это триумф Красса. Его прыжки подобны острым ударам клинка, которые разрезают воздух».


С другой стороны, Григорович способствовал закату звезды Лиепы. В 1970-х гг. их отношения стали натянутыми, после Красса за 14 лет танцовщику достались лишь 4 новые партии. Говорили, балетмейстер был склонен к авторитарному стилю общения с артистами, а Лиепу это не устраивало. В 1979 г. в «Правде» опубликовали интервью с танцовщиком, в котором он раскритиковал хореографию новых балетов Григоровича и его методы руководства, что окончательно испортило их отношения.

Что на самом деле было причиной их неприязни – не знает даже сын танцовщика Андрис Лиепа: «Когда спрашивал у Юрия Николаевича об этом, у него зубы скрипели. А когда обращался с этим вопросом к отцу, он отвечал: «Андрис, если бы знал, я бы тебе сейчас прямо и ответил». Что произошло, непонятно. Не очень много нужно усилий для того, чтобы поссорить двух творческих людей. А в театре всегда очень много «доброжелателей», которые умеют за глаза что-то «такое» сказать. Но о тандеме, который был между Григоровичем и Марисом Лиепой во время создания «Спартака», любой художник может только мечтать…».
В 1982 г. 46-летний Лиепа станцевал Красса в последний раз. И хотя зрители аплодировали стоя, его отправили на пенсию по причине «профнепригодности». До этого Григорович писал письма в Министерство культуры о том, что артист потерял танцевальную форму. Это сильно подкосило танцовщика, который все еще был полон сил и энергии. Конечно, он не остался без работы – его пригласили руководить балетом Софийской народной оперы в Болгарии, он занимался педагогической деятельностью и писал статьи. Кроме того, продолжал сниматься в кино, куда пришел еще в 1969 г. Однако Лиепа был лишен самого главного – любимого дела.





Несколько раз Лиепа подавал заявление на замещение должности балетмейстера в Рижском оперном театре, но ему отвечали отказом. Создать собственный театр в Риге ему тоже не дали. А когда он однажды решил зайти в Большой театр со служебного входа, вахтер забрал его пропуск со словами: «Вам вход запрещен». Все эти неприятности не могли не сказаться на здоровье танцовщика и окончательно его сломили. 26 марта 1989 г. Марис Лиепа скончался от инфаркта.




27 Июля 2018, 07:34
Ответ #1
Оффлайн

Tatyana25



27 Июля 2018, 07:57
Ответ #2
Оффлайн

Cакура

Колючая команда



27 Июля 2018, 08:55
Ответ #3
Оффлайн

куршская коса

Глобальный модератор

на мой взгляд любителя балета,он был самым лучшим танцором того времени,я его обожала,сейчас я полюбляю Цискаридзе. :wub:

27 Июля 2018, 09:17
Ответ #4
Оффлайн

Ieva


В году 1981 были вместе с Лиепой на съемках фильма Натальи Бондарчук "Детство Бемби". Была поражена его красотой и энергетикой! Он настолько красиво двигался, говорил, про танцевал вообще молчу!!! Стройное сильное тело поражало меня, девочку, и смущало...эээ... обтянутыми выпуклостями. На съемках было холодно (Сигулда, осень), Марис выпивал коньяк из малюуууусенькой рюмочки пару раз за съемку. Какие у него были глаза!!!


27 Июля 2018, 09:20
Ответ #5
Оффлайн

Ieva


на мой взгляд любителя балета,он был самым лучшим танцором того времени,я его обожала,сейчас я полюбляю Цискаридзе. :wub:
Согласна с Вами, это замечательные мастера сцены, прекрасные артисты и просто красавцы! Еще Барышникова люблю и Нуреева...

27 Июля 2018, 09:21
Ответ #6
Оффлайн

куршская коса

Глобальный модератор

В году 1981 были вместе с Лиепой на съемках фильма Натальи Бондарчук "Детство Бемби". Была поражена его красотой и энергетикой! Он настолько красиво двигался, говорил, про танцевал вообще молчу!!! Стройное сильное тело поражало меня, девочку, и смущало...эээ... обтянутыми выпуклостями. На съемках было холодно (Сигулда, осень), Марис выпивал коньяк из малюуууусенькой рюмочки пару раз за съемку. Какие у него были глаза!!!
ага,он красавчиком был...в детстве смешной и лопоухий,а в зрелом возрасте очень даже симпатичный  :wub:

27 Июля 2018, 09:26
Ответ #7
Оффлайн

Ieva


ага,он красавчиком был...в детстве смешной и лопоухий,а в зрелом возрасте очень даже симпатичный  :wub:
А какой он был галантный с женщинами! Не капризно-ранимый, а мужественно-утонченный.  Наталья такая плотненькая была, Лиепе тяжеловато было ее таскать, но он ни одним мускулом лица не выдавал напряжения. И очень уважительно со всеми, даже со статистами.


27 Июля 2018, 09:40
Ответ #8
Оффлайн

Марин

Колючая команда

Лиепа, конечно, был просто потрясающий , когда танцевал Красса! Это можно было смотреть бесконечно! Но как танцовщик мне в то время больше нравился Васильев. Обожала их пару с Максимовой! Вообще в те годв в балете много было талантов и звёзд...  O:-) 

27 Июля 2018, 09:44
Ответ #9
Оффлайн

Ieva


Лиепа, конечно, был просто потрясающий , когда танцевал Красса! Это можно было смотреть бесконечно! Но как танцовщик мне в то время больше нравился Васильев. Обожала их пару с Максимовой! Вообще в те годв в балете много было талантов и звёзд...  O:-) 
Действительно, было из кого выбирать и с кем сравнивать!

27 Июля 2018, 09:45
Ответ #10
Оффлайн

куршская коса

Глобальный модератор

Лиепа, конечно, был просто потрясающий , когда танцевал Красса! Это можно было смотреть бесконечно! Но как танцовщик мне в то время больше нравился Васильев. Обожала их пару с Максимовой! Вообще в те годв в балете много было талантов и звёзд...  O:-) 
Позор на мою седую голову-я и забыла про Васильева,а ведь правда он был классный танцор,в паре с Максимовой... :facepalm:

27 Июля 2018, 09:54
Ответ #11
Оффлайн

Ieva


Позор на мою седую голову-я и забыла про Васильева,а ведь правда он был классный танцор,в паре с Максимовой... :facepalm:
И совсем не позор. Сегодня его ДР, хвалим Лиепу. Васильева будем вспоминать в другой раз (18.04)!

27 Июля 2018, 10:27
Ответ #12
Онлайн

мишаня

Колючая команда

Мне всегда Лиепа больше нравился, чем Васильев. Жаль, что так рано ушёл.

(кликните для показа/скрытия)

27 Июля 2018, 11:09
Ответ #13
Оффлайн

кнопка

Колючая команда

Я не большой знаток балета, мне тогда казалось, что Лиепа более современный танцор, чем Васильев, и какой-то особенный... Мне он очень нравился.

27 Июля 2018, 12:01
Ответ #14
Оффлайн

Stava

Колючая команда

А когда он однажды решил зайти в Большой театр со служебного входа, вахтер забрал его пропуск со словами: «Вам вход запрещен»
синдром вахтера одно из самых страшных заболеваний человечества. В балете не разбираюсь от слова вообще, но Марис Лиепа был любимцем всего Союза


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка: