В России вступает в силу новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Как ранее отметил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, он знаменует собой «принципиально новый этап развития в этой сфере».
Документ, который пришел на смену двум устаревшим законам — «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1992 и 1996 годов соответственно, — разрабатывался несколько лет. Впервые он был вынесен на общественное обсуждение в мае 2010 года при бывшем министре образования и науки Андрее Фурсенко и вызвал широкий общественный резонанс. За два с половиной года в комитет Госдумы с поправками обратились 600 тыс. граждан. Законопроект претерпел изменения, однако, при Фурсенко, который занимал свой пост в общей сложности более восьми лет, так и не был принят. Приемка закона была проведена уже при нынешнем министре образования Дмитрии Ливанове. Новый глава ведомства смог осуществить принятие окончательной версии, находясь на своей должности чуть более полугода.
Свернутый текст
Дмитрий Ливанов и Госдума
Однако, «стремительное проведение реформы» не прошло бесследно. Так, новоиспеченный министр настроил против себя представителей главных политических партий страны. 9 апреля 2013 года КПРФ официально потребовала от президента Владимира Путина отставки руководства Минобрнауки.
«В Госдуме господин Ливанов отстаивал правительственный закон „Об образовании“, который во многих отношениях ухудшает положение педагогов, детей и студентов», — подчеркивалось в обращении. Чуть позже, 22 апреля, лидеры КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» направили уже совместное обращение президенту РФ с просьбой отправить Ливанова в отставку.
«Представители фракций Госдумы дали негативную оценку деятельности Минобрнауки за отчетный период», — констатировали тогда политики.
В свою очередь, сам глава ведомства, не раз заявлял в СМИ о том, что система образования давно нуждается в переменах, а реализация реформ в этой сфере является болезненной, «поскольку требует честности в оценке качества, к чему в России не привыкли».
Споры и волнения, связанные с документом, не утихают до сих пор. В связи с этим, 27 августа спикер нижней палаты Сергей Нарышкин поручил председателю думского комитета по образованию Вячеславу Никонову следить за исполнением нового закона, организовав специальный мониторинг. В его задачи входят «тщательное обобщение информации, поступающей из регионов» и «своевременное реагирование на все возникающие риски».
Перемены и традиции
Новый закон «Об образовании» закрепляет следующие уровни образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее. Сохраняется один уровень профессионального образования: среднее профессиональное. Высшим образованием является бакалавриат, специалитет, магистратура. Аспирантура становится отдельным уровнем образования. МГУ имени Ломоносова и СПбГУ приобретают статус «ведущих классических университетов». Дошкольное и общее образование остается бесплатным, высшее образование — бесплатным на конкурсной основе, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
В новом законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Определен высокий статус учителя, установлено, что его зарплата не может быть меньше средней по региону.
В школах России вводится единое требование к школьной одежде. Также зафиксировано право учащегося на получение индивидуального образовательного графика.
Закон изменяет и финансирование учебных заведений: теперь оно будет зависеть не от их статуса, а от набора и качества услуг.
Сегодня в России осуществляют свою деятельность около 100 тыс. учреждений дошкольного, общего и профессионального образования, в которых обучаются 28 млн человек. В системе образования работают 5,2 млн человек. Общая сумма расходов в этой сфере в 2013 году составила 3 трлн рублей.
ИТАР-ТАСС
Профиль Лануся
ЛС Лануся
E-mail Лануся