Я почему-то никогда особенно не интересовалась историей ,особенно историей царей. У меня в голове путаница по этому поводу. И вот позавчера мы с мужем и внуком почти случайно зарулили в Коломенское,в музей-терем царя Алексей Михайловича. К счастью ,не только купили входной билет,но и присоединились к экскурсии.
Очень повезло с экскурсоводом. Молодой мужчина ,на мой взгляд, рассказывал ни много,ни мало,просто и эмоционально. Внук,который вначале просто хотел пофоткать красоту .был нетерпелив .невольно прислушался,втянулся и потом буквально дословно всё пересказал маме по телефону. А у меня какой-то период истории нашей буквально по полочкам разложился в голове. Без всяких усилий. Хочется читать литературу .интересно стало узнать больше.
Вот ,что значит умный .хороший экскурсовод(а если бы такой учитель истории преподавал в школе.)!
Меня прямо распирает рассказать кое-что из этой экскурсии.Внук много фоткал на свой телефон. Но он уехал с ним и потому фотки я возьму в основном из той же статьи,что и текст.
" Древнее подмосковное село Коломенское выделялось среди других вотчинных владений российских государей - здесь размещались великокняжеские и царские загородные резиденции. Самая знаменитая среди них - деревянный дворец царя Алексея Михайловича. Сын первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, вступив на престол, неоднократно перестраивал и последовательно расширял отцовскую подмосковную резиденцию, что было связано с ростом его семьи. Он часто посещал Коломенское, занимался соколиной охотой в его окрестностях и проводил здесь официальные церемонии. В 1660-х годах царь Алексей Михайлович задумал масштабные изменения коломенской резиденции. Торжественная церемония закладки фундамента нового дворца, начавшаяся молебном, состоялась 2-3 мая 1667 года. Строился дворец из дерева по чертежам, работы вела артель плотников под руководством стрелецкого головы Ивана Михайлова и плотничьего старосты Семена Петрова.
Зимой 1672/1673 года дворец был освящен патриархом Питиримом; на церемонии иеромонах Симеон Полоцкий произнес "Приветство" царю Алексею Михайловичу.
Сразу скажу,уже к правлению внучки Алексея Михайловича,Елизаветы Петровны,дворец стал ветшать,(она велела составить отчёт о "ветхости дворца"),решили ,что дешевле не поддерживать его,а строить новый,Дворец разобрали,но вначале составили тщательные чертежи и описания.
Вот по этим чертежам в В 2010 году на не застроенной территории музея-заповедника «Коломенское» возведена реконструкция дворца в натуральную величину .Новое здание из соображений пожаробезопасности выполнено из железобетона с обшивкой перекрытий и фасадов бревнами. При этом крыши воссозданы на деревянных каркасах близко к оригинальной технологии.
Коломенский дворец имел асимметричную планировку и состоял из самостоятельных и разновеликих клетей, размеры и оформление которых соответствовали иерархическим традициям семейного уклада. Клети соединялись сенями и переходами. Комплекс делился на две половины: мужскую, включающую терема царя и царевичей и парадные сени, и женскую, состоящую из теремов царицы и царевен. Всего во дворце было 26 теремов разной высоты - от двух до четырех этажей. Основными жилыми помещениями были комнаты второго этажа. Всего же во дворце насчитывалось 270 покоев, которые освещались 3000 окошек. При оформлении коломенского дворца впервые в русском деревянном зодчестве использовались резные наличники и обшивка тесом, имитирующая камень. В решении фасадов и интерьеров активно применялся принцип симметрии. В итоге масштабных работ в Коломенском был создан сложный комплекс, потрясавший воображение как современников, так и людей "просвещенного" XVIII века. Дворец отличался большой декоративностью: фасады были украшены затейливыми наличниками, многоцветными резными деталями, фигурными композициями и имели нарядный вид.
Красное, или Парадное, крыльцо - главный вход в любой царский дворец. Согласно этикета, к нему мог подъехать верхом или на повозке только царь; за нарушение следовало суровое наказание. В Коломенском даже иноземные послы и бояре сходили с лошадей перед Передними воротами Государева двора.
Парадный вход во дворец обязательно осеняли иконы. Над входной металлической дверью крыльца помещены современные списки икон "Спас", "Богоматерь" и "Иоанн Предтеча".
Сени перед столовой палатой.
Сени перед Столовой палатой состоят из двух помещений, связанных проходом в стене ("сени" и "сени ж, где входят с кушаньем"). Это была своего рода буфетная, из которой обслуживали царские пиры. Степенные ключники и стряпчие накрывали здесь поставцы Сытного, Кормового и Хлебного дворов по несколько на каждый двор. На эти стойки-серванты ставили все, что позже подавали на столы: на поставцы Сытного двора - сосуды с винами, пивом, медом и квасом;
Столовая палата - самое большое, парадное и торжественно оформленное помещение дворца. Она была построена царем Федором Алексеевичем на месте обветшавшей "повалуши" и новыми сенями соединялась с теремом царя. В палате проходили важнейшие дворцовые церемонии. Здесь принимали иноземных гостей, отмечали семейные и церковные праздники, могли устроить прием в честь важного назначения. Заканчивались приемы приглашением к царскому столу с ритуалом подачи "государевой чаши". После официальной части и перед царским столом был короткий промежуток, позволявший государю немного передохнуть, а стряпчим и ключникам - завершить приготовления к трапезе.
Место государя за обедом было на помосте (рундуке), где находился стол, накрытый скатертями из шитого бархата или аксамита; к столу ставили "приступ" в две ступени, обитый цветным персидским ковром. К лавкам, на которых сидели приглашенные, приставлялись столы: "большой" ("первое место от угла под иконами"), "кривой" (он заворачивал за угол) и другие, по числу гостей. Ставились столы всегда так, чтобы можно было видеть государя. Кроме лавок сидели и на стульях, которых в палате было много. Посуду, напитки и кушанья помещали в поставцы или буфеты. В поставце, именовавшемся царским, размещали особенно дорогую посуду - в основном серебряную, реже золотую или из полудрагоценных камней. Она служила великолепным украшением трапезы. На столы ставили скатерти, украшенные тесьмой и кружевом; полы были устланы коврами. Украшением палаты была и ценинная многоцветная печь со сложным орнаментом. Потолок Столовой палаты украшала символическая роспись "Боги небесные" с изображением планет и знаков Зодиака с аллегориями четырех стран света по углам. Над окнами Столовой палаты размещены современные списки иконе "Спас Эммануил", "Архангел Гавриил", "Архангел Михаил", "Спас" и "Богоматерь". Над троном находится современный список иконы "Богоматерь Знамение".
По другую руку от сеней Думная палата.Думная палата, или Передняя комната, выполняла в личных покоях царя роль приемной. Это было одно из самых важных в дворцовом быту помещений: по утрам в нем собирались думные люди для челобитья (подачи прошений) государю и обсуждения дел. Здесь же могли проходить заседания Боярской думы - совещательного органа в системе государственного управления. "Думное присутствие", а вместе с ним и управление государством перемещалось вслед за царем при его "походах" в подмосковные села. В Передней комнате выдавали жалованье и награды, могли принимать иностранных послов. Отсюда важная особенность палаты - в ней находилось кресло царя, или "государево место", стоявшее на помосте. Таким образом, Передняя комната была парадным, официальным, но вместе с тем и рабочим помещением. Это определяло стиль ее оформления, близкий к оформлению московских приказных палат.
Следом за думной -Престольная палата.Престольная палата выполняла в царских дворцах роль Тронной залы. Если в Думной (Передней) палате государь держал совет со своими приближенными, то в Престольной он торжественно, в присутствии бояр принимал иноземных послов, облаченный в богатый наряд и окруженный рындами в парадных белых одеждах с серебряными топориками и в массивных золотых цепях. Здесь же государь одаривал приближенных. "Хоромный наряд" Престольной палаты был исключительно роскошен, он демонстрировал подданным и иноземным послам величие и мощь державы. Стены и потолок покрывала многоцветная роспись, дверные и оконные проемы - рельефная золоченая резьба. Им вторили великолепные светильники, парадная расписная мебель и восточные ковры. Сверкала глянцевая поверхность изразцов, глаз радовали цветные стекла и оклады икон из благородных металлов. Все это великолепие служило оправой для символа власти правителя - царского места (трона). Троны делали из ценных пород дерева и украшали золотом, серебром, слоновой костью, алмазами, бирюзой и другими редкими материалами. Согласно нескольким источникам, трон царя Алексея Михайловича в Коломенском охраняли подвижные скульптуры в виде двух механических львов, издававших рычание, что должно было напоминать присутствующим о библейском прообразе - троне царя Соломона.
Вот такая картина с сюжетом мудрого суда царя Соломона висела перед троном царя. Чтобы он поинил о необходимости быть справедливым
Далее коридорами можно пройти в кабинет Алексея Михайловича
Его спальню Внутренний распорядок царский "постельных" покоев (опочивальни) отражал древнерусское представление об исключительном положении царя и особую заботу о его безопасности. Доступ в комнату был строго ограничен. Сюда не мог войти никто, кроме самых близких царю придворных. В покое с государем ночевал его постельничий - руководитель Царской Мастерской палаты (в его ведении было шитье царского платья и белья и надзор за чистотой и сохранностью "государевой постели"). Иногда здесь же ночевали стряпчий "с ключом" (он хранил ключ от комнаты) и один или два спальника. В смежной с опочивальней комнате обычно находились шестеро самых приближенных стряпчих и спальников; в следующей комнате - стряпчие и дневальные жильцы; наконец, у внешних дверей сторожили истопники. В опочивальне решались многие государственные вопросы, поскольку "хозяин" опочивальни, постельничий, входил в число особо приближенных советников государя, возглавлял его канцелярию и хранил его личную печать.
В царском дворце мыльню (мовня, мовница - старинное название бани) устраивали в подклете или на одном этаже с жилыми комнатами, отделяя от них небольшими переходами-коридорами или сенями. В Коломенском дворце мылен было четыре. Самая большая мыльня была в отдельном строении у терема царевича (переходами она также соединялась с хоромами царя и царицы). Именно эта мыльня была выбрана для реконструкции. Она включает "мовные" сени и саму мыльню.
Учительная палата в тереме царевича предназначалась для обучения царских сыновей (царских дочерей обучали в их тереме). Ребенку в царской семье отводились собственные покои, где он жил со своими кормилицами и няньками. Царские дети вели замкнутый образ жизни, их изолировали от внешнего мира, сверстников для игр подбирали из числа детей дворян, и мальчики, покидая хором, росли вместе с будущим государем. Если царевич в дальнейшем становился правителем, то его детское окружение отчасти сохраняло на него влияние.
Мне пора уезжать. Закончу вечером.
Пока напишу,что Царь Алексей Михайловия имел прозвание Тишайший. Был очень верующий. Начитанный ,вдумчивый. Был женаи дважды. От первой жены имел 13 детей. ,а от второй ,Натальи Нарышкиной только троих. В основном у царя рождались девочки. Мальчиков родилось трое:старший Фёдор,умный,но физический слабый,вступил на престол в 15 лет,а в 20 уже умер.Но он ещё до Петра 1 провёл некоторый реформы на сближение с Европой. Средний сын Иван,был слаб головою,ну а третий сын-знаменитый Пётр 1.
Не известно точно,где родился пЁТР 1,может и в Коломенском,хотя скорее всего всё же в Кремле.
Дочек же у Алексей Михайловича было 13 .все здоровые
В тереме есть кабинет Петра 1. Уже другая эпоха.
Дочь Петра 1 родилась именно в Коломенском. Петр 1 не думал,что она станет царицей. Он мечтал выдать её замуж за какого-то французского короля людовика.Потому её учили французскому языку. Французким нравам. Замуж Елизавета за французского короля не вышла,а стала русской царицей.усиленно насаждавшей французский образ жизни в России. Вот её покои во дворце тереме.
То есть всего-то 3 поколения,а такие изменения:царь Алексей Михайлович Тишайший-деревянная резьба,бояре в думной палате
его сын Пётр 1-простые кабинеты .преобразованя
Дочь Петра 1 ,Елизавета-гламур .атласная мебель .купидоны на потолке .балы .заканчивающиеся под утро.
Экскурсовод рассказал много интересного. Но вынуждена скомкать тему. (если сейчас не напишу,то не соберусь). Очень рада,что внук всё это посмотрел и послушал.Собираемся туда же на специальную экскурсию"Один день русского царя". На нас оденут костюмы царские и попробуем представить себя царями.