Село наше большое, Сростки называется. ...Но зато в одном селе образовалось несколько краев с разными обычаями и говором. Было пять краев: Баклань, Низовка, Мордва, Дикари и Голожопка. Так было еще при мне.
Баклань - это коренные сибиряки, чалдоны. Угрюмоватые, скуластые, здоровые... Мужики ходили - руки в брюки, не торопились, смотрели снисходительно, даже презрительно. Если бывали не среди своих, - помалкивали. Работяги. Лишнюю копейку не пропьют. Все - рыбаки, охотники. У всех лодки. Катунь знали верст на пятьдесят вверх и вниз по течению. Драться не любили, но умели.
Бабы бакланские - чистюли, рожать много не любили, тоже очень работящие, но не искусницы. Так все больше - Кочугановы, Борзенковы, Кукусины. Говорили так: "Дак это, ты че этот день делашь-то?" -"Ниче". -"Сплавам в островишко, посмотрим?" -"Дак это, у меня припасишки вышли". -"Я посмотрю, у меня, однако, есть маленько - дам." -"Но дак, а че - дай". Я этто, на днях в городишко сбегаю, привезу". -Договорились плыть на охоту; один другому пообещал дать ружейных припасов.
Низовка - это что-то среднее между чалдонами и "рассейскими". Мужики красивые, драчуны, вечно на ножах с Бакланью. Дома строили крестовые, селились кучно. Там - Байкаловы, Любавины, Пономаревы, Морчуговы, Быстровы...Говорили правильно, немного нажимали на "р".
-Здоррово.
-Слава Богу. - И все. Говорить тоже не любили много. Уважали в человек силу. По праздникам бились на кулаках. Гуляли "справно", хвастались друг перед другом столами - тем, что выставлялось на стол для гостей. Считалось, что мужик живет хорошо, если частенько гуляет. Вообще в селе гуляли много. Но алкоголиков как-то не было.
Мордва, Дикари, Голожопка - это "расея: Поповы, Бедаревы, Дегтяревы, Докучаевы, Бровкины, Колокольниковы. Это края большие, крикливые, песенные. Там "чавокали", "надыськали", "явокали"... Там хлеборобы, лошадники, плотники. Там, если гуляли, - с треском, с поножовщиной, с песнями от которых грустно становилось. Там умели поговорить, умели словчить в деле... Мужики не такие крупные, как в Баклани или Низовке, но верткие и дружные: где один не справится - приведет орду. Там любили землю, редко кто охотился или рыбачил. Там знали толк в пашне, в лошадях... Уважали справных хозяев. Там семьи огромные, и там все - родня. Бабы там бойкие, но заполошные. По пустяку поднимет такой крик, хоть беги. Поймала соседского парнишку в своем огороде, отодрала крапивой, потом пошла на улице: - Это что же делается-то на белом свете, тошно мне-ченьки! Это как же жить-то дальше? Выпростал весь горох, окаянный варнак! Весь огород потоптал. Да вить, от так доберется - дом подожгет!
Мужики баб не слушали. Случалось - поколачивали под пьяную руку, и крепко.
Большое село. Вообще, в Сибири села большие.
В. М. Шукшин"Самые первые воспоминания"