Русские ювелирные украшения довольно многообразны по видам, но самой большой любовью во всех частях России пользовались серьги. Серьги носили издревле, на Руси они были столь популярны, что существовали даже специальные мастера-сережники.
Наиболее характерные формы серег сложились в XVI–XVII столетиях. Многие из них оставались неизменными, повторялись в различных вариантах, вплоть до начала XX века. Это многочисленные серьги «одинцы», «двойчатки» и «тройчатки», состоящие из одного или нескольких стержней с нанизанными на них цветными камнями (окатышами) и различными бусинами; серьги «голубцы», по силуэту напоминающие парящих птиц, орнаментированные несложными геометрическими филигранными и насечными узорами; разнообразные литые серьги с подвижными подвесками. Долгое время серьги не продевали в уши, а прикрепляли к головным уборам и волосам.
По существу лишь с начала XVIII века швензу серег стали разрабатывать более тонко, укреплять на шарниры, что позволяло носить серьги и непосредственно в ушах. Эту часть серьги начинают декорировать столь же тщательно, как и подвески, украшая ее камнями и стеклами или разрабатывая в виде змеек и рыб.
На рубеже XVIII–XIX столетий конструкции серег усложняются за счет использования бантов и грушевидных подвесок, которые выполнялись как из металла, так и из камней и стекла. Впервые появились серьги, целиком выполненные из ажурной филиграни. Их пластичная форма тонко сочеталась с гибким растительным узором скани. Швенза декорирована типичным для серег этого времени мотивом трилистника.
Источник: «Ювелирное искусство народов России». Общ. ред. И. В. Шаталова, Ленинград, 1974.