Не нравится реклама? Зарегистрируйся на Колючке и ее не будет!

* Комментарии к новостям

1. Карякина отправилась в трэвел- тур. (Дом 2 новости) от glasha 2. Милонов нашел повод уволить Гузееву из «Давай поженимся!» (Интересное и необычное) от Мария Петрова 3. У нас уже почти лето (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от Брусника 4. Военнослужащий потерял ботинок во время Парада Победы в Москве (Интересное и необычное) от irinka5 5. Саша Черно покинула Дом 2, Оганесян остался... (Дом 2 новости) от irinka5 6. На Евровидении своя атмосфера (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Мария Петрова
7. Гордо маршировал в одном носке, несмотря на холод: на Параде Победы тверской кад (Интересное и необычное) от Мария Петрова 8. Любовь и воины. Окопная проза Адлера (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Elenasidorova 9. Доброе утро, дорогие друзья, с Днём Великой Победы вас! (Разговоры обо всем. Отношения, жизнь.) от Zvezda 10. Чатотопик (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от glasha 11. прогулка (Конкурс «Весенний марафон колючих похвастушек») от Бабка Ёжка 12. Фредди 🤘 (Интересное и необычное) от Дейенерис

Воспоминания очевидца....  (Прочитано 1196 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн ФиФа

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 13839
  • Карма: 112815
7
Воспоминания очевидца....



"...Мне выпало учиться в странном времени. Первые три класса средней школы я был октябрёнком, пионером -- и с самого детского сада, с первого класса начальной школы я читал книжки про Ленина, про ГЭС, про Щорса, Чапаева -- и многих других людей Великой Октябрьской Социалистической Революции.

Один урок первого класса я помню особенно чётко: это было 12 апреля, день Космонавтики, где наш классный руководитель объяснила, кто такой Юрий Алексеевич Гагрин и конструктор Сергей Павлович Королёв.

То было странное время. Всё, что так или иначе было связано с СССР, стало называться не иначе как "совок". Большинство как могло открещивалось от "тоталитарного прошлого".

Пенсионеры тихо умирали один за другим.

В столице, как грибы после дождя, стали вырастать многочисленные блошиные рынки. Под окнами соседнего дома стали произрастать в огромном количестве шприцы с остатками какой-то мутной дряни. И естественно, не обошлось без использованных презервативов и пустых пивных бутылок. А чуть позже -- банок.

По улицам стали ходить толпы наглых и задиристых уродов, которых останавливали только две вещи: уголовный розыск и кулак. Старая идеология постепенно отправлялась на помойку, а новая едва угадывалась под помойным налётом эпохи. В это время продавалось и покупалось абсолютно всё, без исключения.

Большинство симпатичных и неглупых баб предпочитали ложиться под иностранцев. В воздухе висело бесконечное "свалить отсюда ..ахуй в благополучную Европу или Америку, дворником -- потому что дворник там получает больше, чем преподаватель в ВУЗ-е".

Тогда я воспринимал это как само собой разумеющееся -- ну подумаешь, толпа гопников? Ну подумаешь -- в соседнем доме нарколыги? Ну подумаешь -- валим замуж в Иностранию -- вырасту, выучусь да здесь подымусь. Или, может быть, тоже свалю. Как умный человек.

Говночистом, например. В Америку.

Это ведь район такой. Просто надо быть осторожнее, а в каких-то исключительных случаях просто уметь дать в морду -- вот и всё. Спасало меня только одно: почему-то уличные хулиганы как-то особенно относились к музыкантам.

Я учился в музыкальной школе по классу скрипки. И если они удивлялись гитаристам, то скрипач (пусть даже и херовенький, откровенно-то говоря) вызывал у местных гопников неподдельное уважение.

Скрипка была подобна защитному куполу.

Я не обращал внимания на ветры эпохи, потому что просто жил там -- и только сейчас в состоянии оценить то, что вообще творилось. И то -- чётко понимая разницу между "сейчас" и "тогда". Жил тем, что учился, читал книжки, пописывал стишки, безнадёжно влюблялся, осваивал три блатных аккорда и первые риффы рок-н-ролла на отцовской гитаре. Особенно любимым предметом в школе у меня была, естественно, литература -- чуть больше, чем русский язык и история -- потому что давала большой люфт для творчества.

Каждое сочинение я воспринимал как вызов, как проверку на прочность, как интересную игру. Потому что уже тогда понимал: я хочу быть писателем, и писателем хорошим -- таким, которым зачитываются, которого перечитывают, с некой тайной между строк, с неким мастерством, до которого тогда мне было ещё очень далеко.

Однажды меня пригласили в какой-то дискуссионный литературный клуб. А там была куча симпатичных девчонок. И умных. Мы с жаром обсуждали "Поединок" Куприна, и под конец был момент, когда мне становилось ясно: ещё немного -- и мне дадут! Но в пылу атаки я проворонил момент со взятием телефона и адреса.

Сочинения мы писали по произведениям классиков. И советских писателей в том числе. По Катаеву, Бабичу, Горькому, Шолохову, Кассилю, Пантелееву, Гайдару. Подчёркиваю особо -- Аркадию.

Мне очень импонировал Куприн, со своей копеечной простотой текста. А заодно -- красотой и глубиной. Особенно нравился Горький, которого я перечитывал вдоль и поперёк по нескольку раз. Немного хуже дело обстояло с Чеховым, ещё хреновее -- со Львом Толстым и Гоголем, которого я внимательно читал исключительно из уважения к Булгакову. Потому что уже тогда знал: Михаил Афанасьевич очень уважал и всячески изучал творчество Николая Васильича, а стало быть, я тоже должен попробовать видеть в нём что-то. Гоголя я воспринимал как создателя ужастиков -- и ничуть не худших, чем, допустим, ужастиков от Стивена Кинга или более тяжеловесного и банального Лавкрафта. Но это было за рамками школьной программы. По ней предлагали "Мёртвых душ", которую я тогда воспринимал как неимоверную нудятину.

Всё это обильно сдабривалось ежедневным прослушиванием групп типа "Metallica" и "Manovar", и уроками классической музыки на скрипке. В голове бродила абсолютно взывная смесь. И в сочетании с абсолютно безнадёжными влюблённостями она давала такой результат, что учителя литературы несколько раз зачитывали мои сочинения вслух перед классом. Потому что, вероятно, видели в этих первых поделках здравое зерно.

Но одноклассницы всё равно не давали. Что печалило.

Для простого школьника из девятого класса моё кунг-фу литературы было реально сильнее кунг-фу многих учеников. Ко мне обращались за помощью и подсказками. Ибо с правильнописанием у меня всё обстояло гораздо лучше, чем у Винни-Пуха.

И вот однажды в программу нашей литературы включили произведения автора по фамилии Солженицын. До этого имя было на слуху, но как-то среди взрослых. Его включили как нечто обязательное, более того: именно с этой фамилии я впервые узнал о том, что такое "реферат".

Передо мной поставили задачу: выбрать одно из его больших произведений и по нему написать нечто, по объёму равное десяти страницам в масштабе школьной тетрадки. Более того, написанное предполагало красивое оформление и обложку: примерно то же, что и реферат студенческий.

Такого не было ни с одним писателем и поэтом, коих мы уже прошли приличное количество. Такой напряг был только с автором по фамилии Солженицын. Чем именно он заслужил такое к себе отношение через мой школярский труд -- я не очень понимал. Но преподносился он ничуть не менее пафосно и таинственно, чем Карлос Кастанеда. О нём говорили с придыханием. Как о каком-то мудреце из Шаолиньского монастыря.

Моя домашняя библиотека была полна журналов "Мир". К тому же, была подписка "Роман-газеты". Я покопался и откопал "Архипелаг ГУЛАГ". Я начал читать. Я честно прочитал две с половиной страницы. Если сравнивать с тем же Горьким или даже Толстым, мозг совершенно не рисовал картинку. Не вырисовывалась история. Текст на ощуп был пресным и твёрдым, как бетон со вкраплениями арматуры. И я, пятнадцати или шестнадцатилетний пацан, не понимал, о чём мне хочет сказать этот человек. Я попросту насиловал свой мозг -- точно так же, как если бы я попытался разрезать кирпич ножом, или, что точнее -- пройти гранит сверлом, рассчитанным на дерево, причём, ручной дрелью -- а не перфоратором с отбойным молотком из специальной стали и победитовым наконечником.

Сверло дымилось и ломалось. Гранит оставался несокрушим и непонятен. Более того: неинтересен. И это я. Владеющий литературным кунг-фу в классе лучше многих. Я, к которому шли за советом и с вопросами. Я, который пописывал стишки. Влёгкую. И почти по любому поводу. Я, который в десять лет в две недели осилил "Мастера и Маргариту", и своими глазами видел адское пламя в глазах учительницы литературы. Которая -- после того -- как я это ей рассказал, спросила: "Ну и какой же персонаж тебе там более всего понравился?" На что я отвечал: "Кот Бегемот, конечно же!"

И сам черт был мне не брат. Я на балу у Сатаны побывал, а вы мне тут -- в школе учиться!

При отсутствии солженицынского реферата грозились поставить два балла. Без вопросов и любому. Когда я с огромным трудом добрался до третьей страницы, стало понятно: я -- всё. Пытайте, режьте, стреляйте в застенках -- но я эту муйню мало того что не прочитаю, нет. Я не буду её читать.

И я не буду писать огромную красивую муйню с обложкой по прочитанному, потому что могу создавать мнение только в одном случае. Когда я прочитал от начала до конца. И въехал в то, что там написано. Пусть на своём, на школярском уровне -- но въехал. Въехал и сформировал отношение. Мнения, когда я ничего не прочитал, не въехал в вещь -- у меня не было и быть не могло. В отличие от некоторых моих более хитро.опых сверстников.

Но тут надо понимать моё отношение к моему литературному кунг-фу. Если притворяться, что ты руками ломаешь камень -- ты никогда не сломаешь руками камень. Если притворяться, что ты можешь дать отпор сопернику, но при этом филонить тренировки -- ближайшая подворотня всё рассудит.

Я не мог так.

Поэтому я в день сдачи на удивлённых глазах всего класса подошёл к учителю и сказал: я не сделал реферат. Потому что не смог прочитать. Потому что ничего не понял -- а по непонятным вещам я никогда и ничего путного не напишу, пусть оно будет оформлено хоть трижды красиво.

Сверкающий меч преподавательского правосудия опустился на мою грешную голову в виде двух баллов. Я это принял спокойно, и даже как-то полегчало. Прошло время -- я эти два балла закрыл новыми работами -- из тех, что мне были по уму и по сердцу. Я не помню, в том ли году у нас по программе был Булгаков -- но помню точно, что был, и что по "Дням Турбиных" я написал искренне и опять-таки -- лучше, чем кто-либо другой. Два балла были закрыты. Четвертная оценка не пострадала.

Шло время. Александр Исаевич очень долгое время являлся "светочем".

Не то чтобы я горжусь тем, что схватил по литре пару, завалив задание. Нет. И не то чтобы я завалил это задание из соображений моего реального отношения к произведениям "светоча демократии". Тоже нет: тогда я был слишком мал и глуп, чтобы что-то понимать. И не то чтобы я с удовольствием вспоминаю время, когда я был глуп и мал и горжусь этой самой глупостью.

Вообще -- нет, ни разу.

Просто, видимо, чуйка не подвела. Уже тогда. Под угрозой схватить два балла. На убогом, школярском уровне -- я понимал, что он в одном строю с Горьким, Булгаковым, Чеховым, Куприным и Гоголем автор по фамилии Солженицын стоять не очень достоин. Просто по ткани произведения.

Не гений. Не мастер. Не пророк. Не лидер. Просто -- назначенный.

А потом, через много лет, в мою жизнь пришли интернеты. И я начал их копать. Раскопки подтвердили: не ошибся."

ссылка


Оффлайн ди7

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 42553
  • Имя: А-ра
  • Карма: 232981
Воспоминания очевидца....
« Ответ #1 : 21 Сентября 2016, 12:05 »
знакомо как!!!! те же метания и открытия...

Оффлайн КузькинаМать

  • Знаток
  • Сообщений: 733
  • Карма: 1878
Воспоминания очевидца....
« Ответ #2 : 21 Сентября 2016, 12:35 »
Да, через Солженицына "продиралась", но надо было осилить. Подумала, может, во взрослом возрасте станет ближе. Но нет, не сложилось. Зато Шаламов и Гинзбург были приняты сразу, да так и остались в душе.


Оффлайн barma

  • Профиль на проверке
  • Друг
  • Сообщений: 4908
  • Карма: 22140
Воспоминания очевидца....
« Ответ #3 : 21 Сентября 2016, 13:00 »
что говорить,про то счастливое детство или юность,даже Рейген со своими "СОИ" нам как-то по-барабану был,этот окнутый Картер старший, тоже не думал о славе Гитлера,возвышение своей сбродной нации над всем мир, а этот нигер решил выпендрится

Оффлайн ФиФа

  • Колючая команда
  • Герой
  • Сообщений: 13839
  • Карма: 112815
Воспоминания очевидца....
« Ответ #4 : 21 Сентября 2016, 13:20 »
Да, через Солженицына "продиралась", но надо было осилить. Подумала, может, во взрослом возрасте станет ближе. Но нет, не сложилось. Зато Шаламов и Гинзбург были приняты сразу, да так и остались в душе.
У меня тоже самое! Солженицын ну ни как, а Шаламов влёт. Как потом узнала, прочитав Шаламова по поводу "творений" Солженицына, тот много наврал и настоящей обстановки в лагерях не знал, много "мазал черной краской".... O:-) O:-) O:-)


Оффлайн User

  • Герой
  • Сообщений: 22672
  • Карма: 104991
Воспоминания очевидца....
« Ответ #5 : 21 Сентября 2016, 13:47 »
Да, я тоже читала, что Солженицын  фантазер.. Теперь уже не вспомню, какой-то корреспондент или писатель нашел бывших лагерных сидельцев и те, прочтя Архипелаг, сказали, что брехня.Да еще у Солженицына язык своеобразный.Теперь уже спросить не у кого, все умерли. Надо поискать у Льва Гумилева. Может у него есть что-то про лагерь.
« Последнее редактирование: 21 Сентября 2016, 15:18 от User »


Теги:
 

Предупреждение: в данной теме не было сообщений более 120 дней.
Если не уверены, что хотите ответить, то лучше создайте новую тему.

Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка:


Размер занимаемой памяти: 2 мегабайта.
Страница сгенерирована за 0.091 секунд. Запросов: 45.