В знаменитую «Большую перемену», которая так прославила Виктора Проскурина, он попал, будучи еще студентом. Произошло это случайно. Актер тогда снимался в одной телевизионной картине Владимира Семакова «Назначение» вместе с Еленой Кореневой и Анатолием Азо. Жанр телесериала был для советского телевидения был достаточно неизведан, и неопытный режиссер потерпел крупное фиаско.
Расстроенные актеры собрались у отца Елены – известного режиссера Алексея Коренева. Сидели на кухне, обсуждали, и тут Алексей Александрович неожиданно предложил молодому актеру: «Сниматься хочешь?» Проскурин, не успевши опомниться, получил в руки сценарий. Конечно же ему захотелось сыграть главную роль Ганжи, но Коренев ответил: «Не-е, молод еще. Давай лучше Генку Ляпишева». Вот так, неожиданно, без проб, Виктор Проскурин попал в картину, сделавшую его (да не только его) знаменитым.
«Большая перемена» стала первым удачным советским телесериалом. Пожалуй, это первая советская мыльная опера. И по сию пору – чрезвычайно популярная. В чем успех? Наверное, в поистине звездном составе. Влюбленный, но неуправляемый Ганжа в исполнении Александра Збруева. Ушибленный жизнью учитель Нестор Петрович, которого сыграл блистательный Михаил Кононов. А еще: Светлана Крючкова, Евгений Леонов, Ролан Быков, Савелий Крамаров, Лев Дуров, Людмила Касаткина… Актеры играли легко, непринужденно, отчего оставалось ощущение какого-то праздника. При этом «звездные» актеры не затмевали друг друга. Словно яркая палитра они составляли единое целое, оставаясь при этом индивидуальностями. Не затерялся среди них и злостный прогульщик, любитель танцев Генка Ляпишев в исполнении Виктора Проскурина. А его фраза: «Ходишь, ходишь в школу, и тут – бац – вторая смена!» - стала просто крылатой.
Казалось, вот оно, счастливое и востребованное в советское время амплуа, роль Генки Ляпишева…
Но если перечитывать список фильмов, в которых сыграл Виктор Алексеевич и вспоминать его персонажи, то понимаешь, что актер постоянно стремился к разнообразию, порой даже в ущерб собственной карьере. Он всегда доказывал, что его талант безмерен. Кого он только не играл! В Драме Петра Тодоровского «Последняя жертва» он появляется в роли гусара, и ведь насколько ладно сидит на нем гусарский костюм! Не чуть не хуже Проскурин смотрится и в форме новобранца Советской армии Сергея Конова в фильме «Весенний призыв». Актер легко перевоплощался в прораба в фильме Павла Любимова «Школьный вальс», водителя в драме Вадима Абдрашитова «Поворот», следователя прокуратуры в криминальной драме Игоря Шатрова «Взятка» и даже многодетного отца Кирилла Круглова в мелодраме «Однажды двадцать лет спустя».
А простой капитан-пограничник Александр Блинов, которого полюбила не только Елена Журавлева, но вся девичья аудитория Советского Союза, посмотрев фильм «Выйти замуж за капитана»! В памяти зрителей осталась и работа артиста в фильмах Игоря Масленникова: «Пиковая дама» (где актер просто ошеломляюще сыграл Германа) и «Сокровища Агры» из «Приключений Шерлока Холмса» (роли близнецов Тадеуша и Бартоломью Шолто). Ну и как забыть одну из лучших работ актера – знающего себе цену купца Вacилия Дaнилыча Вожеватова в прекрасной картине Эльдара Рязанова «Жестокий романс».
После первых киноролей за Виктором Проскуриным закрепилась репутация не только крепкого, характерного, жанрового актера, но и самого скандального… Несмотря на его кряжистую приземленность, его и по сей день, называют «вулканическим актером». Да он и спорщиком был всегда, что сильно «аукнулось» в его работе с маститыми режиссерами. Вторично режиссеры Виктора Проскурина приглашали для совместной работы крайне редко…
В середине 90-х Виктор Проскурин неожиданно исчез с экранов. Причиной тому оказалась страшная автомобильная катастрофа. Тяжелейшая травма. На лечение ушло несколько лет. Хромал, ходил с палочкой. Однако он справился с бедой и вернулся к нормальной жизни.
Перерыв в работе пошел актеру на пользу. Проскурин признается, что настал такой момент, когда лицедейство надоело: «После периода накопления должна наступить пора, когда вновь станет профессия желанной». После затянувшегося затишья Виктору Проскурину посыпалась масса предложений сняться в кино. Но он не спешит. Проскурин относится к тем актерам, которые могут позволить себе сниматься там, где им нравится. С другой стороны, - он не отсиживается подобно другим актерам, рассуждающим о том, что сегодня негде сниматься. Ведь, по его словам, формула успеха – это «много работы, плюс что-то, чему я не знаю названия, плюс капельку удачи».
Начало тысячелетия Проскурин отметил ролями болезненно завистливого Атаманчика в сериале «Любовь.ru» и неожиданно разбогатевшего Степаныча в комедии «День хомячка» (эдакий «День сурка» наоборот). Затем были роли в фильмах: «Приключения мага» (Утаров), «Ой, мороз, мороз!» (начальник колонии), «Персона нон грата» (бандит по кличке Монгол), «Человек войны» (майор госбезопасности Семин), «Ты меня слышишь?» (бомж). Вновь разные персонажи, разные характеры, ведь играть в одном амплуа неинтересно.