20 Мая 2024, 01:12
  • МультиВход
 | Активные темы | Лента
Дом 2 новости и слухи, серии онлайн

* Комментарии к новостям

1. Вклад наших домашних питомцев в искусство)) (Юмор, болталка, флудилка, игровая) от BOLGARKA 2. Вскрылись подробности волшебства Саши Черно и Ярослава Дятлова (Дом 2 новости) от glasha 3. «Дней осталось мало»: Юлиан внезапно реанимировал иноагента Макаревича на концер (Музыка и новости шоу-бизнеса) от tatiana-mi0 4. «Никогда не было»: SHAMAN объяснил, почему не носит нижнее белье (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Анна84 5. Саша Черно и Хулиган устроили драку возле ночного отеля (Дом 2 новости) от glasha 6. Боня назвала печальные последствия у ее мамы после подтяжки лица (Музыка и новости шоу-бизнеса) от glasha
7. «Мосгаз», поездки в Англию, поддержка Израиля: как живет Андрей Смоляков (Кино и новости кино) от glasha 8. «Украинцы нам никакие не братья»: как живет телеведущая Ксения Стриж (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Мария Петрова 9. После проблем из-за концерта в Кремле у Наташи Королевой случился срыв (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Мария Петрова 10. «Перекрестись и замолчи»: Шнуров пристыдил Киркорова из-за Евровидения (Музыка и новости шоу-бизнеса) от Стихия 11. Взволнованная Ольга Рапунцель призналась в проблемах младшей дочери (Дом 2 слухи) от Анна84 12. Уехавший из России в США Андрей Бурковский появился на Каннском кинофестивале (Кино и новости кино) от Анна84

Тема: Ну, что ты, смерть, за кем на этот раз? Твой выбор, как и прежде, безупречен...  (Прочитано 444 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

08 Мая 2024, 23:32
Прочитано 444 раз
Оффлайн

Миссис уксус

Колючая команда

1
Ну, что ты, смерть, за кем на этот раз?
Твой выбор, как и прежде, безупречен...
Но не забрать тебе, ни мудрость, ни сарказм,
А значит Ширвиндт тоже будет вечен.
(19.07.1934-15.03.2024)

Мы встречались с ним дважды.  Два больших телеинтервью для ОТР. Первый раз - в огромном павильоне на улице Лизы Чайкиной. Там было четыре камеры и, кажется, даже кран, чтобы снимать нас сверху. Второй раз – в крохотной студии в Петровском переулке, похожей на переоборудованную дворницкую.
С двумя камерами нам было трудно разместиться. На мои сетования, что мол жизнь наша поменялась и студия тоже, он задумчиво заметил: «Да, там было скромнее, а здесь широко, воздушно».
- Зато вот вы не меняетесь совсем, - решил я сделать ему комплимент. - Как вам это удается?
- Я скукоживаюсь вместе с твоей студией.
Не рассмеяться, находясь в кадре с Ширвиндтом, было невозможно.  У него был темпоритм заправского конферансье. Минута, прожитая без новой колко-грустной шутки, была пуста и бессмысленна. Интервью с ним -  сеанс иглоукалывания. Невидимые миру иглы и невыплаканные слезы – это и есть Александр Анатольевич Ширвиндт. 
- Что прекрасного произошло в вашей жизни?
- Прекрасного?  - правая бровь на секунду надменно взлетает вверх.  – Ну значит, что…  Во-первых, старость, спидометр-то крутится, ничего тут не поделаешь.
- Я слышал, что вашим именем назвали то ли астероид, то ли планету?
- Да, я летаю. Соседство хорошее: Хармс, Раневская…
- То есть совсем поблизости?
- Ну, где-то, может быть, пару миллионов лет, но рядышком. И сертификат выдали шикарный.  Ты вообще знаешь, как это все устроено? Очень просто.  Где-то в Ялте есть обсерватория знаменитая. И сидят там, значит, милые в основном девочки в круглых очках, сексуально неиспользованные.  И вместо того, чтобы заниматься прямым делом, смотрят в небо. Смотрят-смотрят и вдруг: ой-ой-ой! Бежит к начальству и говорит: «Вот в районе «ойной» левее «ейной» чего-то такое новенькое». – «Не может быть!» Все собираются и действительно находят какую-то фигню. Этот самый астероид. И когда решают, что это не туфта, спрашивают эту девочку: «Как бы вы хотели его назвать?» Но она не говорит «Вася» или «Петя», или кого-то такого, а с недосыпу произносит мое имя. Дальше проверяют, не бандит ли я случайно. Дальше вся эта информация посылается в какие-то еще обсерватории, как минимум, еще в три страны,  где вообще не знают, что такое Ширвиндт.  Тем не менее там тоже проверяют, не террорист ли я, и говорят: «Ну ладно». И тогда выдают шикарный сертификат, что планета номер такая-то дробь такая-то названа моим именем. Таким образом, считай, что у меня появилась еще одна жилплощадь. Но я туда пока не спешу прописаться. 
Свою неспособность не шутить он называл «эмбриональная тяга к смешному». АА самому могло быть совсем не весело. Но все вокруг должны помирать от смеха. Иначе он чувствовал себя оскорбленным.  Даже великий Анатолий Васильевич Эфрос пытался с этим бороться: «Ну, Шура, хватит! Сколько можно!» Но все-таки дал ему его сыграть 9 главных ролей. В своих интервью АА  никогда не бряцал ими, как медалями.  Но я точно знаю, что они были приколоты у него прямо к сердцу: Тригорин («Чайка»), Феликс («104 страницы про любовь»), Нечаев («Снимается кино»), Людовик («Мольер»), Крестовников («Счастливые дни несчастливого человека»), Герцог (“Ромео и Джульетта»)… Кажется, что-то еще, потому что я запомнил цифру 9.
В одной из своих книг он описал процесс, как учил главные роли. Садился в машину, ехал в свои Никитские переулки, и там сидел, запершись, отгородившись от всех на свете. Тогда не было гаджетов, никто не мог дозвониться. Полная тишина, абсолютная изоляция. Думаю, отсюда его страсть к рыбалке. Страсть одинокого человека, приговорённого быть всегда на людях.
- Сейчас приехал с Валдая, 40 дней сидел тупо с удочкой. На Валдае я уже 20 лет сижу. Раньше, лет 17 назад, я без вот такого леща не возвращался. Нет, лещи ушли, я понял, у них санкции по отношению ко мне лично.
И такая обида в его голосе. На этих чертовых лещей, на собственный возраст, на себя, немощного, бессмысленно  сидящего со своей удочкой.  Впрочем, он никогда не жаловался.  Считал, что это не достойно такого крутого мэна, как он.
-Я считаю, что все время гундеть и все время жаловаться - бесперспективное дело. Другое дело, нельзя переступать через какие-то моменты. Но нет, и потом это стыдно, быть все время несчастным, все время бедным, все время бездарным, все время обиженным,  все время самому себе противным, потому что нет  другой такой профессии, кроме актерской, где можно свалить все на кого угодно, только не на себя: режиссер сволочь, не угадали амплуа, интриги. Никто не признается: «Это не мое».  За всю свою жизнь, знаю только два-три случая добровольного ухода из артистов. Один из этих случаев, кстати, мой ребенок.
«Ребенком» АА называл своего шестидесятилетнего  сына Мишу, успешного шоумена, в прошлом актера «Сатирикона», добровольно оставившего актерство и переключившегося на выпуск разных телешоу. АА был этим фактом доволен. Однажды я его прямо спросил: «А вы не думали, что такие знаменитые и талантливые отцы, как вы, как Олег Павлович Табаков или Олег Николаевич Ефремов, всегда забирали на себя слишком много внимания. И вашим сыновьям просто хотелось вырваться из вашей тени, из роли вечного «папиного сына»?
- С одной стороны, да. Те, которые хоть что-то соображали, хотели все время абстрагироваться, чтобы не быть чьим-то сыном. А с другой стороны,  это единственная профессия в мире, где человек приходит с работы домой и говорит всю дорогу о работе. И от этого можно рехнуться. Но представь себя, приходит сантехник домой, берет ложку, стакан и говорит: «Мне сегодня такой унитаз попался».  Жена его тотчас госпитализирует. А здесь с утра до ночи: «Я сыграла, он не сыграл…», - и во всем этом надо жить.  Вот дети, особенно, те, кто поумнее, и свалили от этого кошмара кто куда.
Но сам он никуда не сбежал. Когда однажды мы стали подсчитывать, сколько лет он прослужил в Щукинском училище, сколько в Театре Сатиры, не говоря уже о его браке, в котором он состоял 67 лет, он только отмахнулся: «На самом деле, Сережа, это не верность, как ты говоришь, а лень. Я всю жизнь был очень ленивым».
…Последний раз мы виделись на открытии мемориальной доски Анатолия Эфроса на Тверском улице.  Дима Крымов попросил меня быть ведущим этой церемонии.
- Старик, что надо делать? – тихо спросил АА, пока кто-то держал речь у микрофона.
- Скажите что-нибудь. А потом снимите вот эту тряпочку.
- Один не буду, неудобно.  Ольга не пришла? Тогда вызови нас троих  -  Леню (Каневского),  Сашу (Збруева) и меня.
Я так и сделал. Под финал церемонии вышли все трое. Последние мушкетеры эфросовской армии. И дернули за веревочку. Кумачовая тряпка упала. А они еще какое-то время стояли, молча глядя на розовый гранит, где было написано имя «Анатолий Эфрос». И кажется, это был тот редкий случай, когда АА совсем не хотелось шутить.
Сегодня о нем все вспоминают, как о человеке, который был душой компании. Той компании, которой давно нет в живых – Андрей Миронов, Михаил Державин, Аркадий Арканов, Эльдар Рязанов, Григорий Горин, Марк Захаров…. АА их всех пережил, всех похоронил. Для всех нашел самые точные, самые ранящие слова, когда выходил говорить на их траурных панихидах, юбилейных вечерах, когда писал свои  замечательные мемуары. У него была невероятная телефонная книжка, где были адреса и телефоны всех, всех… Под конец жизни он боялся к ней просто прикоснуться. Все вычеркнуто. Помню, как он сокрушался: «Это такой ужас!». Но при этом в глазах у АА никогда не было страха. Только грусть, ирония.  И тайная уверенность, что пока он жив, живы и они. Сегодня эта книжка закрыта.
Прощайте, дорогой Александр Анатольевич! Вы были душой, ею и останетесь для всех, кто вас любил.
Сергей НиколаЕвич

/ У камина /

****
Эдвард Радзинский :

В Театр Ленинского комсомола в шестидесятых пришла группа молодых актеров.
 
«В моей пьесе «Вам 22, старики!» играли те, кто потом пройдет через мою жизнь – Александр Ширвиндт, Михаил Державин и Ольга Яковлева.
 
Ширвиндта я узнал раньше. Впервые увидел его в Театральном училище имени Щукина (или попросту в «Щуке»), где вместе с ним училась моя первая жена. Узнав о моем возрасте (я придумал жениться в 10-м классе), он тотчас посоветовал ей подарить мне на свадьбу пионерский галстук.
 
Увидел я его в спектакле Театрального училища. Играли «Даму с камелиями». Он вышел на сцену… Был неправдоподобно красив. Естественно, играл Армана… Появилась и она – трагическая Маргарита Готье, «дама с камелиями». Дама старательно закашляла, намекая на свою смертельную болезнь. Ширвиндт посмотрел на нее взглядом удава. И спросил печально: – Ну что, все кашляешь, да? Зал зашелся от смеха, на этом спектакль, пожалуй, и закончился.
 
В моей пьесе у него была реплика, которую он сделал бесконечной. По роли это была несложная присказка: «Вот такие помидоры…» Он разбросал эту присказку по всему тексту. Но перед каждым повтором он задумывался, смотрел в зал гипнотическим взглядом и после этого философского раздумья заменял «помидоры» на что-то вроде: «Вот такие огурцы…» И зал почему-то начинал смеяться. Перед каждой новой присказкой его раздумье в поисках нового фрукта-овоща увеличивалось… Тут были корнишоны, финики, гранаты… Он был изыскан. Теперь он еще не открывал рта, а зал уже хохотал… »

Он был артист!
Из книги «Моя театральная жизнь»

****

АЛЕКСАНДРУ ШИРВИНДТУ.
 
Закончилось всё хорошо,
Хоть завершилось и печально;
С вальяжной ладностью ушёл,
Как пианист твой привокзальный.
 
Теперь вы вместе - трое в лодке,
Друзья комрада заждались,
По статной вычислив походке -
Гулом оваций взорвалИсь.
 
Копил для своей панихиды,
Опережая некролог -
Самоиронии флюиды,
Готовя с Богом диалог.
 
Не хотела долго Троица,
Афиши мэтра убирать;
Твои сарказм, и дух достоинства :
И учат жить, и умирать...
 
Николай Берсенёв
 
15 марта 2024 года.


***

Ширвиндт - наша жизненная удача.
Талант - расходный материал, ум - подвержен усталости с годами, обаяние - тоже от возраста не прибавляется, доброта постепенно вытесняется безразличием, любовь - привычкой, дар жизни - обретенным мастерством проживать…
Тускнеет человек, устав тратить силы на сохранение образа, к которому приучил окружающий мир. Пожалуй, можно уже и не очень стараться нравиться.
Да ты и не делаешь этого!
Необъяснимая загадка твоей природы, Шура, что в тебе не убывает жизнь, что она не теряет уникальных качеств, которые в силу прожитых лет обязаны были, если и не покинуть тебя вовсе, то точно уж прикрутить фитиль, чтоб сэкономить пламя. В конце концов, за всю твою блистательную жизнь любящие тебя, с невероятной щедростью одаренного природой, да еще приложившего доставляющие тебе удовольствие усилия, друзья и почитатели невероятного актерского (всегда готового к демонстрации) дара приучили себя воспринимать Александра Анатольевича Ширвидта, как нечто небывалое по силе притяжения к себе не только в театральном искусстве, но и в жизни.
Тебе веришь! Всегда!
Шура - блестящий Артист, создатель жанра, он режиссер, драматург, и главный зритель тоже он. Конечно, есть и другие зрители. Восторженные. Потому что ни с чем не сравниваемая невероятной плотности обаяния и остроумия пьеса под названием "Шура" идет уже лет семьдесят.
С аншлагом!
И неважно, сколько народа в креслах. Тысячный зал или единственный собеседник с рюмкой. И конкурентов на исполнение главной роли нет.
Помните выражение академика Ивана Павлова о том, что молоко - изумительная пища, приготовленная самой природой? У нобелевского лауреата есть и другие мысли, но они не так близко связаны с феноменом Александра Анатольевича Ширвиндта, который, на мой взгляд, изумительный актер, приготовленный самой природой с талантливым участием самого фигуранта.
Можно, разумеется, обаять одного влюбленного зрителя, можно заворожить целый  театральный зал, но таких режиссеров как Эфрос, Захаров, Плучек в профессии обмануть не представляется возможным.                   Александр Анатольевич может предстать остроумным и самобытным писателем, художественным руководителем театра, профессором, а в своих книгах, на сцене и на экране достоверно изобразить какую-то другую жизнь, но основная роль Ширвиндта - Ширвиндт.
Он умен, парадоксален, талантлив, вальяжен и в известном смысле безразличен к тому, что не создано им самим на наших глазах. Слушать его - наслаждение, а смотреть на него - удовольствие.
Своим невероятным обаянием он переигрывает любых режиссеров и авторов, оставляя за собой право оставаться самим собой, в каких бы одеждах ни представал перед нами.
Он дружит для собственного удовольствия, а выигрывают и друзья, потому что доброе участие в чужих судьбах ему не обуза, а радость.
Для собственного удовольствия он ловит рыбу на Валдае (не столько он ее вылавливает, сколько, собственно, сидит с удочкой, покуривая трубочку, на берегу), а выигрывают не только семья и близкие, но и сама рыба. Общаясь с Шурой, какой-нибудь окунек или красноперка, разумеется, попадается на крючок (как и мы, впрочем). Но с этого привлекательного крючка совершенно не хочется сходить. Ну, мне, по крайней мере.
И играет он для собственного удовольствия. Раздал Создатель нам карты. Кому какие. И каждый выбирает игру. Кто бридж, кто преферанс, кто секу...
А Шура играет на первый взгляд в простую, а на деле сложнейшую игру (спросите у профессионалов) - в дурака. Он не избавляется от карт, побивая старшей младшую, создавая иллюзию мгновенного (и временного) превосходства, а набирает себе полколоды и выстраивает кружевные комбинации, не унижающие соперника, но демонстрирующие красоту и остроумие его игры. Он не проигрывает, потому что не стремится выиграть.
...Хотя кто знает, что у этого природного Артиста, благородного и доброго человека внутри?

Теперь мы не узнаем этого никогда.
Одиноко и страшно без тебя, Шура!                                             Сиротливо...
Юрий Рост.




« Последнее редактирование: 08 Мая 2024, 23:35 от Миссис уксус »


Теги:
 
Обратите внимание: данное сообщение не будет отображаться, пока модератор не одобрит его.
Имя: E-mail:
Визуальная проверка: