ЧиталочкаМалоизвестная былина о богатыре-убийце и несчастном влюблённом КощееКак интересны и красивы русские былины!
Но одной из самых неоднозначных и страшных былин русских, является история богатыря
Ивана Годиновича, племянника князя Владимира (не путать со Ставром Годиновичем!).
Она мало кому известна, ибо восхваляет насильника и убийцу. Да и ограничение у неё 18+ не только за жестокость, но и за лёгкое эротическое содержание. Да и следы расизма разглядеть в ней можно.
Былина-назидание неверным женщинам.Существует несколько вариантов этой былины разного времени, отличающихся друг от друга деталями, именами и описательными подробностями, но с одним сюжетом и финалом.
История жестокого богатыря и несчастного КощеяВознамерился как-то Иван Годинович жениться на дочке черниговского купца Настасье (по другим версиям былины Марье). Как полагается княжескому родственнику (племянник князя Владимира, друг трёх богатырей), заручился поддержкой дядюшки, взял его дружину и поехал свататься. (в некоторых версиях не в Чернигов, а в Орду)
И.Билибин. фото из открытого источника
А тут непредвиденное обстоятельство! Девушка просватана! Да не за кого-нибудь, а за самого царя
Кощея Трипетовича.Тут, конечно, можно провести параллель с мифическим Кощеем Бессмертным, связанным с царством мёртвых и т.д.
Но не будем мудрить, а вспомним, что кощеями в XII в. называли половецких ханов. Так, например, Кончак в «Слове о полку Игореве» назван тоже «поганым кощеем».Отец не отдаёт дочь Ивану Годиновичу, но тот силой увозит девушку с собой. Во всех текстах былины нет указаний на то, что она едет добровольно от большой любви.
фото из открытого источника
Зато в одном из вариантов читаем:
И брал ей, Настасью, за белы руки,
За тые за перстни злаченые,
И целовал в уста да во сахарные;
И повел Настасью во широкий двор,
И садился Иван на добра коня,
А Настасью Митриевну в тороки вязал.
Привязал к седлу ремнями...Зачем? От заботы великой, чтоб не свалилась ненароком и не зашиблась?
Видимо, не совсем рада была Марья-Настасья предстоящему замужеству.
А вот ещё одна версия, то подтверждающая:
Молоды Иванушка Годинович
Он из‑за занавесу белого
Душку Настасью Дмитревну
Взял за руку за белую,
Потащил он Настасью, лишь туфли звенят.При подъезде к Киеву Иван отпускает дружину, а сам в шатре начинает "забавляться" с девушкой.
Снова как-то слабо верится в её добровольное согласие...
Но тут их нагоняет обманутый жених Кощей Трипетович. Он в гневе и вызывает Ивана Годиновича на бой.
фото из открытого источника
В результате поединка Кощей почти что побеждён. Он оказывается под Иваном, но у того нет оружия.
Оба поединщика просят девушку помочь:
Говорит Иванушка таково слово:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Дай-ка мне ножище-кинжалище
Пластать Кощею белая грудь».Говорит Кощей сын Трипетович:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Не давай ножища-кинжалища
Иванушку — Ивану Годиновичу!
А я тебе скажу-порасскажу:
А тащи-ка ты Ивана за желты кудри
Со тыих со моих со белых грудей;
Будешь слыть портомойницей
У солнышка у князя Владимира,
А будешь слыть не царицею;
А поди-ка ты за меня замуж,
Так будешь, Марьюшка, слыть царицею
У меня Кощея у Трипетова».Вот тут то и начинаешь призадумываться... Богатырь то Иван Годинович вряд ли хочет взять девицу в жёны законные. Скорей всего быть ей его полюбовницей, хоть и официальной. А тут бывший жених готов глаза закрыть на всё, ибо любит раз нашёл и отбить пытается!
Естественно девица за кудри (в др. версии за ногу) оттаскивает своего похитителя от жениха своего, любезного Кощея.
Кощей вместе с Марьей-Настасьей привязывает Ивана к дереву. Затем они уединяются в шатре, тоже "позабавиться".
Оно и ясно... Ей уже терять нечего, а он в стрессе, да и накипело у обоих от разлуки...
как-то так ... (фото из открытого источника)
а может и вот так ... (фото из открытого источника)
Но тут вмешивается некая чудо-сила.
В разных вариантах это: вещий ворон, лебедь или даже пара голубей.
( В единственном из пересказов былины , где Кощея зовут царём Афромеем Афромевичем, в дело вмешивается не птица вещая, а подоспевшая княжеская дружина.)
Птица начинает успокаивать Ивана, подначивая Кощея, мол всё равно девица будет принадлежать Ивану Годиновичу.
Кощей не выдерживает, берёт лук и стреляет в Ивана (в некоторых версиях Марья-Настасья сама подаёт ему оружие). И по неведомой причине стрела меняет траекторию (иногда рикошетом отскакивает от дуба) и попадает в голову Кощею!
здесь на фото не в голову, но тоже трагично....
Несчастный жених умирает, а невеста идёт с мечом в руках к Ивану с желанием его убить, чтобы отомстить и скрыть то, что он с ней же и сделал.
По другой версии Марья-Настасья грозит ему смертью, если он не женится на ней, дабы прикрыть позор её.
фото из открытого источника
Вариант первый:
«У женщины волос долог, ум короток!
От бережка теперь я откачнулася,
А к другому я не прикачнулася:
Отсеку Ивану буйну голову,
Пойду назад, красна девушка!»
Говорит Иванушка таковы слова:
«Ай же ты, Марья Дмитриевична!
Не секи мне, Ивану, буйны головы,
А столько я ти за ту вину за великую
Дам ти три грозы небольшенькие».А вот второй вариант:
Приходила Настасья ко сыру дубу,
К молодцу Иванушку Гудинову,
Сама говорила таково слово:
«От бережка откачнулась,
К другому да не прикачнулась.
Ай же ты, Иванушко Гудинович!
Ты возьмешь ли меня за себя замуж?
У тебя теперь скованы ножки резвые
А связаны ручки белые:
Я тебе отрублю буйну голову».
И говорит тут ей Иван да не с удробою,
И сам говорит таково слово:
«Ай же ты, Настасья Митриевна!
Я возьму тебя за себя замуж,
Только дам тебе три грозы княженецкие».
У ней женское сердце раздумалось,
И из белых рук сабля острая выпала ...А далее один финал но с разными подробностями. Впечатлительным дальше не читать!
Иван Годинович жестоко убивает девушку, которую сам и довёл до такой ситуации....
Судите сами о его порядочности и героичности:Отвязала (она Марья) Ивана от сыра дуба.
Ставал Иван на резвы ноги,
Взимает тую сабельку вострую,
Отсек ей белы рученьки,
Отсек, сам выговаривал:
«Этих мне рученек не надобно —
Обнимали поганого татарина».
Отсек ей уста сахарные,
Отсек, сам выговаривал:
«Этых мне губушек не надобно —
Целовали поганого татарина».
Отсек ей резвы ноженьки,
Отсек, сам выговаривал:
«Этых мне ноженек не надобно —
Охапляли поганого татарина».(В иных версиях ещё более жестоко Иван Годинович истязает девицу, пока очередь до головы не доходит... Здесь, естественно, приводить текст не буду, поверьте на слово).
А сам Иван Годинович вернулся к дядюшке князю один разнесчастный без жены. Не повезло.... Непорядочная попалась... Изменница...
Вот такая сказочка-былина...
Как вам такой поворот сюжета? Лично мне жаль татарина-половца Кощея, и Марью-Настасью. А вот Иван Годинович больше не на богатыря похож, а на мажора с задатками извращённого аленизма... Эдакий мстительный эгоцентрик. (уточн. Аленизм - потребность мужчины добиться отношений (или брака) любой ценой)
И вот совсем непонятно, почему ему вещая птица помогает... Только ли из-за национальности Кощея? Расизм или патриотизм?
А вы как думаете?
**************************
Комментарии:
Алексей БаженовВ лубочном варианте, Кощей, как и ему положено, верховный жрец Сварога. Бросается в погоню за похитителем невесты и как положено настоящему народному герою, изничтожает всю дружину супостата рабичича, а в финальном бою и самого Ивана Годиновича разрубает, мастерски, от правоно плеча к левому бедру и вырывает сыру печень. Но за миг до смерти, Иван, предательски, бросает нож в девушку и убивает ее. Опечаленный Кощей проклинает 12 колен педательских, а подоспевший Велес, обрекает их вечно носить его печать на себе, ибо он скотий бог быть им скотами от веку и вечно. Там еще Мара появляется, девушку воскрешает, Сварог нарекает новоявленную Мореной и подручной Мары, потом свадьба, все дела и т.д.
******
Елена Станиславовна
отчество Кощея происходит от Триптолема(он же хеттский Телепинус).ссылка